Экономическая интеграция на постсоветском пространстве и её влияние на международную логистику
Список использованных источников
Экономическая интеграция на постсоветском пространстве и её влияние на международную логистику
С момента обретения суверенитета и независимости Республика Беларусь проводит многовекторную внешнюю политику.
В зависимости от политических и экономических интересов государства они независимо друг от друга решают, участвовать в том или ином интеграционном объединении.
На европейском континенте динамично развиваются интеграционные процессы. Наряду с функционированием и созданием региональных организаций, таких как Содружество Независимых Государств и Европейский Союз, межправительственных объединений Евразийского экономического сообщества и Таможенного союза (ТС), с 1 января 2012 года была представлена новая модель региональной интеграции. - Единое экономическое пространство (ЕЭП) с 1 января 2015 года преобразовано в Евразийский экономический союз [2, c. 4].
С запуском Евразийского экономического союза (ЕАЭС) 1 января 2015 года евразийская интеграция была выведена на качественно новый уровень, расширился горизонт возможностей реализации концепции «интеграция интеграций», что позволили реализовать потенциал единой логистической системы СНГ в контексте повышения конкурентоспособности своих экономик. Укреплялось глобальное логистическое сотрудничество между Беларусью и Российской Федерацией как в рамках Государственного Союза, так и в формате других интеграционных объединений на постсоветском пространстве.
С юридической точки зрения таможенный союз, как наиболее развитая форма региональной интеграции, представляет собой межгосударственное образование, в котором объединены территории государств-участников, в пределах которого снимаются таможенные границы и таможенные барьеры, таможенные пошлины и административные ограничения не применяются при взаимном обмене, в результате чего гарантируется свободное перемещение товаров, услуг, капитала и рабочей силы, унификация национальных законов стран-участниц и создание наднациональных законов, способствующих развитию логистический потенциал, стабильность и рост экономик [5].
Основными результатами работы Евразийского экономического сообщества за последние годы стали создание Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России и переход к более глубокой форме интеграции - Единому экономическому пространству.
Также следует отметить, что в рамках ЕврАзЭС созданы такие структуры, как Суд ЕврАзЭС, Центр высоких технологий, учреждение Антикризисного фонда и Евразийский банк развития.
6 июля 2010 года для трех стран вступил в силу Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза. Таможенный кодекс является ключевым элементом правовой базы ТС, в соответствии с которой работа таможенных органов сторон основывается на единых правилах и положениях [1, c. 9].
1 Достанко, Е.А. Основные этапы формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства Беларуси, России, Казахстана / Е.А. Достанко // Аналитический вестник международных исследований БГУ. - 2012. - №1. - С.9-12.
2 Есин, Р.О. Республика Беларусь и Евразийская интеграция: история, состояние и перспективы / Р.О. Есин // Аналитический вестник международных исследований БГУ. - 2012. - №1. - С.3-8.
3 Логистические системы и процессы в условиях экономической нестабильности [Электронный ресурс]: материалы IV Междунар. заоч. науч.-практ. конф., Минск, 6—7 дек. 2016 г. / Ин-т бизнеса и менеджмента технологий БГУ ; фак. междунар. отношений БГУ ; редкол. : В. В. Апанасович (отв. ред.) [и др.]. — Электрон. текстовые дан. (5,05 Мб). — Минск: Изд. центр БГУ, 2016.
4 Пугачева, О.В. Преимущества и перспективы Таможенного союза и Единого экономического пространства для Республики Беларусь / О.В.Пугачева // Аналитический вестник международных исследований БГУ. - 2012. - №1. - С.13- 18.
5 Таможенный кодекс Евразийского экономического союза [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.customs.gov.by/uploads/gtk/files/document/pravooxranielnaja-dejatelnos/intellektualnaja-sobstvennost/itia-12042017.pdf.