ВВЕДЕНИЕ
ОБРАЗ И СОЗНАНИЕ (Ж.-П. САРТР)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Жан-Поль Сартр (1905-1980) — один из самых влиятельных философов двадцатого столетия. Он входит и в число наиболее значительных современных французских писателей. В начале своего творческого пути Сартр интересовался не только философией, но и психологией, что нашло свое отражение в его понимании образа и сознания.
ОБРАЗ И СОЗНАНИЕ (Ж.-П. САРТР)
Сартр считает, что достоверное познание сознания можно получить только интроспективно. Следовательно, единственный метод, который Сартр использует в «Воображаемом» для получения надежных данных о сознании, — это рефлексивное описание последнего. Рефлексивное исследование сознания приводит философа к мысли, что сознание имеет интенциональную структуру.
Учение об интенциональности сознательных действий — один из основных компонентов феноменологии Гуссерля.
Согласно Гуссерлю, каждый акт сознания, включая каждый акт воображения, является интенцией, ориентацией: каждый акт сознания направлен на объект; Объекты, на которые направлены акты сознания, Гуссерль называет интенциональными.
С точки зрения Гуссерля, есть разные типы умышленных действий. Один из таких вариантов — это, например, сенсорные акты восприятия.
Гуссерль классифицирует сенсорные акты восприятия как интуитивные, то есть как объекты. Каждый акт чувственного восприятия направлен на объект, и все эти объекты называются чувственно-воспринимаемыми.
Например, если я сейчас смотрю на стул в своей комнате, этот стул в настоящее время является объектом, который я воспринимаю чувственно. Согласно Гуссерлю, акты воображения также являются одним из видов преднамеренного действия. Акты воображения также направлены против объектов, и Гуссерль также считает эти действия интуитивными. Поэтому, когда я отворачиваюсь от стула, о котором только что думал, я могу представить себе именно этот стул. В этом случае объект, который был дан мне интуитивно, больше не воспринимаемый, а воображаемый объект. Сартр также принял концепцию Гуссерля об интенциональной структуре сознания и воображения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По Сартру, сознание абсолютно «прозрачно»; в нем нет и не может быть никаких объектов. Склонность некоторых философов населять сознание множеством объектов, представляющих собой «маленькие подобия вещей», французский мыслитель именует «иллюзией имманентности».
1. Губин, В.Д. Философия: учебник / В. Д. Губин. - Москва : Проспект, 2017. - 332 с.
2. Канке, В. А. Философия: исторический и систематический курс: учебник / В. А. Канке. – Москва: Логос, 2014. – 375 с.
3. Киселев,С. Г. Философия: для поступающих в аспирантуру: научно–методическое пособие / С. Г. Киселев. – Москва: Юнити–Дана, 2014. – 135 с.
4. Классическая философия в современной культуре: монография / В. И. Коротких. – Москва: Инфра–М, 2014. – 159 с.
5. Сартр, Ж-П. Воображаемое / Ж-П. Сартр. - М : Форум : ИНФРА-М, 2017. – 81 с.