Введение
Фридрих Ницше – выдающийся немецкий философ, открывший кризис европейской культуры, падение человека и скудость его ценностей.
Работы Фридриха Ницше всегда сопровождались бурными эмоциями, волнениями, переживаниями, дискуссиями. Его идеи уважали и критиковали. И его одиночество стало его достоянием.
Все фразы, мысли и идеи Фридриха Ницше были для одних глотком чистого воздуха, а для других – мощным ударом. Идеи Ф. Ницше вызывает сомнения относительно основных принципов морали, культуры и религии, что вызывает бурные дебаты и неистовые эмоции.
Давайте подробно рассмотрим идеи Ницше о «добре и зле».
Дилемма добра и зла в творчестве Ф. Ницше
«Добро и зло» – чрезвычайно общие императивно-оценочные концепции нравственного сознания и категории этики. С помощью этих концепций подчеркивается нравственный аспект деятельности и взаимоотношений между людьми. Добро обычно понимается как синоним морального положительного, а зло – как синоним аморального. Проблемы категорий «Добро и зло» часто рассматриваются в произведениях Ф. Ницше.
Ницше презирает и осуждает старые моральные принципы и понимание «добра и зла», которые присутствовали в его бытность. Например, по его мнению, люди создали культ добра, «хорошего человека», который продолжает вести ту же войну, что и «плохой» человек.
Согласно Ницше, не существует абсолютного зла и абсолютного добра, отвергающий зло, человек отрицает жизнь. Человеческая природа такова, что любовь и ненависть, доброта и гнев неразрывно связаны. Из этого Ницше заключает, что мораль неестественна для человеческой природы.
Стоит отметить, что работа Ницше «Антихрист» заключается в разоблачении христианства и его морали, а также понимания христианами категорий «добро и зло».
Его фраза «Бог умер» совсем не атеистическая, она просто говорит о том, что идол мертв, что общество уже готово принять новое. Для Ницше не важно, существует Бог или нет, для него важно, верим мы в него или нет. Ницше сам понимал, что Бог был мертв для него самого и, таким образом, он превзошел общество и предсказал смерть христианской морали.
Да, природа добра и зла дуалистична, ведь, по Ницше, война ценна тем, что раскрывает скрытые достоинства человека и самое главное – отвагу и благородство, война приближает людей к их природе. Следовательно, «добро» отражается в войне, как в проявлении «зла».
Заключение
Согласно Ницше, не существует абсолютного зла и абсолютного добра, отвергающий зло, человек отрицает жизнь. Человеческая природа такова, что доброта «добро» и гнев «зло» неразрывно связаны. Практически в каждом произведении Ницше открывается дуалистичность природы добра и зла.