Новая повседневность
Новая повседневность
Во все исторические периоды, будь то средневековье, просвещение или современный период, человечество адаптировалось под ту реальность, в которой оно существовало. Качество жизни в любой период времени отражало сущность общества и его природу. Человек в социуме вынужден бессознательно следовать таким критериям, которые определяют все его существование. Однако критерии качества склонны к изменчивости в диахронии. Например, в средневековой эпохе люди определяли качество жизни следующими критериями: наличие крепких феодальных отношений, монополия, развитие ремесла. В 21 веке такие качества жизни кажутся непонятными и противоречивыми. На сегодняшний день мы имеем следующие критерии, по которым определяем качество жизни: психологическое состояние, физическое состояние, взаимоотношения с окружающими, физическое здоровье и материальное положение. Возможно, только одно положение встречается во все времена – материальный аспект, который может быть выражен в различных формах (ремесло, торговля, предпринимательство). К тому же, многие люди современного общества не могут представить свою жизнь без материальных благ. Их нельзя обвинить в этом, ведь время диктует свои условия.
Переходя от вопроса материальных благ, можно вспомнить замечательных труд Жана Бодрийара «Общество потребления». Качество жизни, потребление или использование сводятся к одному простому правилу – скажи мне, что ты потребляешь, а я скажу тебе, кто ты есть. В рамках современного мира, в котором царит глобализация и бесконечный хаос товаров и услуг, человек выбирает пользование/потребление. В бесконечных рядах из товаров, человек теряет свою культуру. Товар современности управляет мышлением покупателя, человеческими взаимоотношениями, становясь главным импульсом сегодня. Пустое потребление ознаменовывается прибылью, в процессе которого все стремятся что-то производить без единого смысла. Такой выбор совершил человек 21 века. Что же было раньше? Из противоположности собственность / потребление человек 16-17 вв. волен был совершать выбор в сторону собственности. Для людей той эпохи земля была всем: трудом, кормилицей, существованием. Вспахивать земля с утка до вечера символизировало процветание и труд хозяина.