Государственный импорт институтов в Республики Беларусь
Список использованных источников
Государственный импорт институтов в Республики Беларусь
Формирование институтов – это длительный и сложный процесс, происходящий как в результате политики государства (т. е. «сверху»), так и по причине спонтанно происходящих в экономике и обществе страны процессов («снизу»).
За десятилетие оценка уровня институционального развития страны изменяется в среднем на 5–10%. Так, за двадцатилетие оценка уровня институционального развития Литвы изменилась на 15%, Беларуси – на 6%, России – на 1%, Чехии – только на 0,3 п. п. [2, c.169].
В настоящее время уровень институционального развития Беларуси ниже не только по сравнению с развитыми странами и наиболее успешными странами с переходной экономикой, но и существенно отстает от уровня развития институтов Казахстана и России. Так, согласно расчетам, Беларусь оказалась на 93-м месте в рейтинге из 133 стран, ниже России (73-я позиция) и Казахстана (66-е место).
Белорусские правовые институты долгое время были самой «слабой» группой. Только в 2016 году ситуация изменилась, и Беларусь резко повысила оценку уровня защиты прав собственности.
В целом следует отметить, что белорусскую правовую систему, особенно с точки зрения динамики, оценить сложно. Во-первых, Всемирный экономический форум и Международный альянс за права собственности не охватили Беларусь, что позволило бы более адекватно оценить уровень развития правовой системы. Во-вторых, практически все оценки правовых институтов в мире основаны на субъективных показателях восприятия.
Уровень развития регулирующих органов Беларуси можно оценить как средний. В то же время он ниже, чем в большинстве развитых стран и стран с переходной экономикой.
Введение институтов означает, что формальные правила взаимодействия субъектов, основанные на известных ориентациях, претерпели фундаментальные изменения. В этом случае развитие системы существенно изменило роль и значение государства. «Роль государства была сведена с чисто технической к неформальной нормативно-законодательной фиксации, а теперь превращается в ведущую». А. Олейник выделил три основных метода заимствования институтов.
Во-первых, система может быть создана на основе некоторых идеальных теоретических моделей. Во-вторых, система может воспроизводить закономерности, которые существовали в истории конкретной страны, но исчезли в ходе эволюции социальной истории. В-третьих, формальные институты могут следовать моделям других стран.
1. Капогузов Е.А., Левин С.Н., Саблин К.С. Что понимается под импортом институтов // Журнал экономической теории. 2019. Т. 16. № 3. С. 480-487.
2. Лученок А.И. Влияние институциональной политики на экономический рост // Экономический вестник университета. 2017. № 32-1. С. 168-177.
3. Рождественская И.А., Тамбовцев В.Л. Импорт институтов и диффузия идей // Журнал экономической теории. 2019. Т. 16. № 3. С. 468-479.
4. Сухарев О.С. Институциональная конкуренция и импорт институтов: теоретические аспекты // Вестник Пермского университета. Серия: Экономика. 2021. Т. 16. № 2. С. 127-149.