Белорусская модель менеджмента и ее перспективы
Белорусская модель менеджмента и ее перспективы
Белорусская модель корпоративного управления находится в процессе формирования. В настоящее время в ней достаточно явно проявляются черты существующих зарубежных моделей, но во многом сохраняются советские принципы и методы управления, включая вмешательство государства при прогнозировании и ценообразовании. Такое положение дел не способствует максимизации прибыли компании и росту ее рыночной стоимости в долгосрочной перспективе Важно отметить практически полную дисфункцию институтов независимых директоров и совета директоров, которые являются эффективными инструментами корпоративного управления, признанными в развитых странах. Однако в Республике Беларусь эти инструменты далеки от мировых стандартов и в настоящее время нет четких сигналов, которые позволили бы говорить о реформах в данном направлении.
Бизнес-модель большинства отечественных организаций обусловливает доминирующее присутствие представителей государства в составе директоров. Это указывает на то, что в отечественной практике имеет место недооценка значимости модели корпоративного управления для системы финансового менеджмента организации. Функционирование государственной бизнес-модели менеджмента корпоративными структурами может быть успешным, когда государственные регуляторы руководство страны глубоко понимают суть управления, принимаю тактические и стратегические решения по экономически рационального развития компании и одновременно концентрируют организационные усилия и доступные государственные ресурсы на стратегически важных «точках роста» с учетом собственных возможностей и внешней конъюнктуры.
В настоящее время следует отметить превалирование целей выполнения планов, наращивания объемов производства, обеспечения полной занятости, и иные планово-директивные показатели, которые идут вразрез с экономической действительностью корпоративных структур. Составные части любой успешной корпоративной модели менеджмента: лидер компании, адекватная форма управления и структура органов управления, гибкое законодательство, контроль за финансовыми ресурсами и собственностью, инвестиции, преемственность социально-экономических процессов.
В настоящее время в национальной корпоративной модели управления доминирует личность главы государства, его исключительная политическая воля, идея приоритета социальной защиты персонала, государственность, ограниченность и обезличенность функциональной роли акционеров в управлении корпорациями, прагматичность в использовании внутренних и внешних инвестиций в корпоративные структуры с активным использованием административных рычагов влияния и защиты.
Современные рыночные реалии ставят во главу угла гибкость и умение идти на компромисс и разумные потери для достижения долгосрочных целей стабильного экономического и социального развития корпораций, что невозможно без изменения управленческой идеологии, переосмысления важности принципов рыночной и социальной справедливости, признания частных интересов акционеров и топ-менеджмента корпоративных структур, что является чертами американского менеджмента. Только в этом случае можно рассчитывать на построение соответствующей организационно-правовой инфраструктуры и технология эффективного управления корпорациями и создание основы для длительных горизонтов рыночного планирования финансово-хозяйственного развития компании с учетом частных интересов конкретных собственников, инвесторов, групп влияния.
1. Афитов, Э. А. Планирование на предприятии (организации) : [учебник для вузов по специальности "Экономика и организация производства"] / Э. А. Афитов. - Минск : Новое знание, Москва : ИНФРА-М, 2015. - 344 с.
2. Брасс, А. А. Управление организацией : учебное пособие / А. А. Брасс. - Минск: Амалфея, Минск : Мисанта, 2014. - 344 с.
3. Вашко, И. М. Экономика инноваций : [учебное пособие для студентов специальности первой ступени высшего образования 1-26 01 03 "Государственное управление и экономика", для магистрантов специальности 1-26 81 02 "Инновационный менеджмент"] / И. М. Вашко, А. Д. Луцевич, Г. З. Суша ; Академия управления при Президенте Республики Беларусь. - Минск : [б. и.], 2015. - 339 с.
4. Володько, О. В. Экономика организации (предприятия): практикум : учебное пособие для студентов учреждений высшего образования по экономическим специальностям / О. В. Володько, Р. Н. Грабар, Т. В. Зглюй ; под ред. О. В. Володько. - Минск : Вышэйшая школа, 2015. - 271 с.
5. Вольфсон, Борис. Гибкое управление проектами и продуктами / Борис Вольфсон. - СПб. и др. : Питер, 2015. -141 с.
6. Воробьев, И.П. Планирование на предприятиях отрасли : курс лекций / И. П. Воробьев, Е. И. Сидорова. – Минск : Беларуская навука, 2015. - 199 с.