Использование элементов моделей современного американского, японского и европейского менеджмента для формирующейся белорусской модели менеджмента
Для начала, перед тем как рассматривать использование элементов моделей современного американского, японского и европейского менеджмента для формирующейся белорусской модели менеджмента, хотелось бы рассмотреть само определение современного менеджмента.
Современный менеджмент - это специфическое средство, специфическая функция, специфический инструмент для производства организациями результата. Выполнение этой сверхзадачи требует расширить сферу ответственности менеджера, в которую входят все факторы, влияющие на деятельность организации, и ее результаты.
Новые функции современного менеджмента включают в себя необходимость развития способностей, позволяющих быстро изменять стратегию в случае возникновения внешних или внутренних угроз; развитие личной конкурентоспособности, продвигающей личностный рост и позволяющий повысит конкурентоспособность своего подразделения.
Американская модель.
1. Отказ от индивидуализма, переход к коллективным формам, стремление к продуманному риску
2. Высокая квалификация, способность к обучению. Перемещение в должности происходит быстро.
3. Тенденция перехода от узкой специализации к овладению несколькими смежными специальностями. Традиционные формы обучения и повышения квалификации.
4. Процесс принятия решений - Сверху вниз, индивидуальность принятия решения менеджером; принимаются быстро, реализуются медленно.
5. Краткосрочный найм, частая смена работы в зависимости от материальных благ. Главный мотив — экономические факторы (деньги).
6. Характер проведения инноваций – революционный
7. Форма деловых отношений - контракты
Японская модель.
1. Умение работать в "команде", ориентация на коллектив, отказ от выпячивания собственного "Я", нежелание рисковать
2. Критерии к продвижению по службе - Жизненный опыт, хорошее знание производства. Медленное должностное продвижение
3. Специалисты широкого профиля, специальные требования и формы повышения квалификации: обязательная переподготовка; ротация места работы (должности); письменные отчеты о работе.
4. Процесс принятия решений - Снизу-вверх, принятие решения по принципу консенсуса; решение принимается долго, реализуется быстро.
5. Пожизненный найм, переход в другую фирму считается неэтичным поступком. Главные мотивы поведения сотрудников характеризуются социально- психологическими факторами (чувством принадлежности к коллективу и др.).