ВВЕДЕНИЕ
1 СВОБОДА ВЫБОРА И РАЦИОНАЛЬНОСТЬ ПОТРЕБИТЕЛЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной темы заключается в том, что, имея ограниченный доход человек, имея ограниченные ресурсы и ограниченные доходы, хочет удовлетворить свои бесконечно большие потребности и ему проходится, исходя из своих возможностей, рационально расходовать имеющиеся в его распоряжении ресурсы.
Цель исследования – систематизированное изучение феномена рациональности потребителя на современном этапе социально-экономического развития.
Объект исследования – система рациональных форм поведения потребителя.
В качестве предмета исследования выступили экономические соотношения и принципы обоснования рационального поведения.
Информационной базой для написания эссе послужили учебные пособия, научные статьи и интернет-ресурсы. Методологическую базу составили такие научные методы и приёмы, как анализ, графический и обобщение.
1 СВОБОДА ВЫБОРА И РАЦИОНАЛЬНОСТЬ ПОТРЕБИТЕЛЯ
В экономической теории под термином потребитель понимается хозяйствующий субъект, который принимает обособленные решения о структуре и объёме потребляемых благ.
Понятие рационального потребителя вытекает из анализа потребительского поведения. В большинстве случаев, человек стремится получить наибольшее удовлетворение от имеющихся у него денежных средств. При этом ему приходится от чего-то отказываться в пользу приобретения чего-то другого, более важного [1, c.97].
Рациональный максимизатор покупает не какой-либо один тип товаров, а различные товары. Это связано с тем, что потребности у людей, с одной стороны, многообразны, а с другой стороны, имеют пределы своего насыщения. Например, человеку не требуется пять буханок хлеба в день. Кроме того, потребности людей различны в зависимости от их индивидуальных особенностей. Поэтому рациональное поведение разных людей различно. Если, например, покупка игрушки для ребенка рациональна, то для взрослого – сомнительна [4].
Поведение рационального потребителя связано с такими понятиями, как общая полезность и предельная полезность.
Полезность – это количественная характеристика уровня удовлетворения той или иной потребности.
Общая полезность есть результат последовательного потребления единиц одного и того же блага. Чем больше единиц блага потребляется, тем больше растет удовлетворенность от этого блага. При этом может наступить тот момент, когда последующее чрезмерное употребление блага приведет уже не к увеличению общей полезности, а к ее уменьшению. Например, съедая каждую следующую конфету, ребенок всё больше удовлетворен.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В теории были выделены признаки и черты поведения рационального экономического агента, а также показана ситуация на рынке, проанализировав которую, можно выстроить модель поведения рационально действующего потребителя.
Рациональный потребитель – это такой потребитель товаров и услуг, который стремиться к достижению как можно большей общей полезности от потребления товаров и услуг.
Поведение рационального потребителя связано с такими понятиями, как общая полезность и предельная полезность. Полезность – это количественная характеристика уровня удовлетворения той или иной потребности.
Рациональный потребитель стремится достичь ситуации, когда предельные полезности разных благ примерно равны.
1. Бойцова, Е. Ю. Микроэкономика и макроэкономика: актуальные проблемы: учебник и практикум для вузов / Е. Ю. Бойцова, Н. К. Вощикова. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 249 с.
2. Гапогова, И. А. Рациональное поведение потребителя и производителя – описание, особенности и типичные черты. / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.syl.ru/article/361987/ratsionalnoepovedenie-potrebitelya.
3. Ермилов, М. М. Энтропия в модели рационального потребителя. / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_36547480_65156533.pdf.
4. Куделко, А. А. Феномен рациональности в поведении потребителя на современном этапе социально-экономического развития. / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_47110714_22709481.pdf.
5. Лузгина, Ю. В. Теория потребительского выбора и её применение. / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_38243396_97071816.pdf.