ВВЕДЕНИЕ
1. ВНЕШНИЕ ИСТОЧНИКИ УГРОЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2. ВНУТРЕННИЕ ИСТОЧНИКИ УГРОЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
«Взглянуть в глаза опасности смело и хладнокровно есть лучший способ оградить себя от нее». Так говорил британский энциклопедист, банкир, политик, писатель-моралист Д. Леббок. Поэтому любому государству в современном мире необходимо знать факторы, составляющие угрозу национальной безопасности, а также периодически отслеживать их изменения.
Для Республики Беларусь в настоящее время особую актуальность приобретают противоречия между проблемами: интегрированием в мировое хозяйство и созданием своей собственной целостной системы хозяйствования, основанной на принципах рыночных отношений.
Также актуальность вопроса обеспечения экономической безопасности обусловлена тем, что в последние годы в стране проходило очень много реформ, которые изменили суть и принципы всей экономики страны.
Цель данной работы – рассмотреть аспекты внутренней и внешней угрозы экономической безопасности Республики Беларусь.
1 ВНЕШНИЕ ИСТОЧНИКИ УГРОЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
В процессе создания и поддержания национальной экономической безопасности возникают ключевые причины, которые могут ее нарушить, угрозы. Основные угрозы определены в Концепции национальной безопасности национальной безопасности Республики Беларусь утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 17.07.2001 № 390, в соответствии с которой под национальной безопасностью понимается «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз» [6].
Конкретную трактовку угрозам экономической безопасности Республики Беларусь дали В. Ф. Медведев и Н. И. Ядевич [6], представив их как «реальные и негативные потенциальные воздействия, порождаемые определенными действиями, явлениями или процессами (условиями и факторами), либо их совокупностью, препятствующие реализации экономических интересов Республики Беларусь».
Совокупность внешних факторов, угрожающих экономической безопасности нашей страны, можно свести к следующему.
В Республике Беларусь низкий уровень конкурентоспособности продукции, что ведет к потере отдельных традиционных рынков сбыта.
2 ВНУТРЕННИЕ ИСТОЧНИКИ УГРОЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Совокупность внутренних факторов, угрожающих экономической безопасности нашей страны, можно свести к следующему.
Структурная деформированность экономики, которая была унаследована от СССР и усугубляющаяся выбытием ряда жизнеобеспечивающих отраслей производства.
Низкая обеспеченность внутренними топливно-сырьевыми ресурсами белорусской экономики обусловливает доминирование в товарной структуре импорта про¬межуточных товаров.
Также наблюдается устойчивая негативная тенденция отрицательного сальдо внешнеторгового оборота, что свидетельствует о стабильном дисбалансе внешнеторговых операций
Высокий уровень монополизации экономики, выражающийся в росте цен, недобросовестности в выполнении договорных условий, отсутствии побудительных мотивов для совершенствования производства, повышения качества продукции и снижения издержек производства;
Относительно высокий уровень инфляции (за 2017 год 4,6%, за 2016 год 10,6%)[5], что снижает инвестиционную активность, особенно в части вложения капиталов в посредническую и финансовую деятельность в ущерб производственной.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, в Беларуси сформированы необходимые условия для предотвращения либо нейтрализации различных угроз национальной безопасности. Система обеспечения национальной безопасности функционирует устойчиво и обеспечивает решение стоящих перед ней задач.
К появлению внешних источников угроз Республика Беларусь, как правило, может лишь подготовиться, разрабатывая соответствующие компенсационные меры, прогнозируя их и оказывая активное влияние на них всеми приемлемыми инструментами внешней политики.
Появление внутренних источников угроз мы можем предупредить и не допустить при проведении эффективного противодействия (предупреждения либо нейтрализации).
Однако хотелось бы, чтобы более зрелым и гибким стал и подход к анализу факторов, неблагоприятных для национальной безопасности. Необходимо более широко использовать понятия рисков, вызовов и угроз. Это позволило бы более сбалансировано расставлять приоритеты в защите национальных интересов: угрозы требуют немедленного реагирования, вызовы – реагирования в перспективе, риски говорят об опасности на стадии зарождения.
1. Веруш, А. И. Национальная безопасность Республики Беларусь : курс лекций / А. И. Веруш. – Минск : Амалфея, 2012. – 204 с.
2. Гавриленко, В. Г. Национальная безопасность : энциклопедический словарь–справочник / В. Г. Гавриленко ; под науч. ред. В. Ф. Медведева, Н. И. Ядевич. – Минск : Право и экономика, 2014. – 845 с.
3. Дворкина, М. А. Разграничение "индикатора" и "показателя" в целях исследования внешнеэкономической безопасности Республики Беларусь / М. А. Дворкина // Потребительская кооперация. – 2015. – № 2. – С. 22–27.
4. Заборовский, А. М. Глобальные тренды и их влияние на Беларусь / А.М. Заборовский // Финансы, учет, аудит. – 2017. – № 7. –С. 18–20.
5. Национальный статистический комитет [Электронный ресурс] http://www.belstat.gov.by.
6. Об утверждении Концепции национальной безопасности Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Указ Президента Респ. Беларусь, 9 нояб. 2010 г.,№ 575 : в ред. Указа Президента Респ. Беларусь от 24.01.2014 г. № 49 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2014.