ВВЕДЕНИЕ
НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ. УНИВЕРСИТЕТ КАК НАУЧНЫЙ ЦЕНТР
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Что представляет собой современное образование, чем является наука в аспекте формирования личности человека, его непрерывного развития и стремления понять окружающий мир? Попробуем ответить на эти вопросы.
В самом широком своем понимании науку можно представить в виде формы определенной человеческой деятельности, направленную на своеобразно структурированное изучение, преображение реальности, которая окружает человека. Наука при этом является и системой знаний о мире, и практической деятельностью, которая непосредственно основывается на ней. Вместе с тем, предметом современной науки является как окружающий мир вместе с его формами и видами движения материи, их восприятием в сознании человека, так и самого человека, который сам по себе является постоянным объектом научного изучения.
Под образованием понимается специфическая деятельность человека, которая направляется на приобретение, систематизацию взглядов, умений и представлений в конкретной научной области. В современном обществе процесс образования происходит не только при помощи специальных социальных институтов, но также и посредством самообразования, т.е. приобретения умений и знаний в определенной сфере самостоятельными силами. Для самообразования не обязательно посещать специальные учебные заведения, человек может изучать интересующий его предмет по специально созданным пособиям, учебникам, а также на примере жизненных ситуаций, при помощи друзей и знакомых.
В связи с приведенными понятиями университет (от лат. universitas – совокупность) представляет собой высшее учебно-научное заведение, в котором проводится подготовка специалистов по фундаментальным, прикладным наукам, различным отраслям народного хозяйства и культуры. Университет, как правило, осуществляет также и научно-исследовательскую деятельность.
НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ. УНИВЕРСИТЕТ КАК НАУЧНЫЙ ЦЕНТР
Прежде всего, стоит отметить, что наука представляет собой своеобразную, сложно организованную форму человеческой деятельности, которая направлена на структурированное познание и преображение действительности. Основу каждой научной отрасли составляют систематизированные факты, какие-либо теории, как доказанные, так и опровергнутые, логически выверенные гипотезы, законы, методы исследования и многое другое. Уникальным в данном случае представляется тот факт, что субъектом научной деятельности всегда является человек, а объектом исследования зачастую выступает он же, либо другие аспекты окружающего мира, которые тем или иным способом связаны с человеком и сферами его деятельности.
Получается, что в собственной научно-исследовательской деятельности человек познает себя. Законы, которые он открывает, обосновывает, предполагает – все это так или иначе способствует постижению неизведанных аспектов его же самого: его организации (как непосредственно физической, так и тонкой, психической и энергетической), его аспектов деятельности во внешнем мире.
Развивая научную сферу познания, человек развивает самого себя, более глубинные структуры своего существования, своей жизнедеятельности. При этом активно изучаются не только те моменты, которые сопровождают материальную форму существования человеческого организма, но также и моменты, которые непосредственно касаются всех форм существования после смерти биологического тела человека. Таким образом научное познание охватывает в своей деятельности всевозможные области существования человека, до которых способна дотянуться если не материальными средствами изучения, то хотя бы теоретическими предположениями, гипотезами, теориями и т.д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современному человеку нельзя представить свою жизнь без знаний. Многие стремятся больше знать, совершенствоваться. Каждый имеет право выбирать, что ему подходит, чего он хочет добиться, где учиться и как добывать необходимые знания. Да и нужно ли это ему. Кто-то решает, что не стоит тратить столько сил и времени на изучение теории, сколько приходится просиживать современному молодому человеку за учебниками, пока он наконец-то приобретет диплом специалиста в той или иной области. И поэтому выбирает путь самообразования, путь самостоятельного изучения необходимого материала. А для кого-то важным является обучение в университете, получение образования в непосредственном взаимодействии с преподавателями, сокурсниками, в активной научной деятельности. В данном случае выбор зависит от самого человека, его приоритетов и предпочтений, от его особенностей и целей, которых он стремится достичь в жизни.
Одно бесспорно: наука и образование в любой своей форме, в любом сочетании представляют собой те сферы постижения и мира и усвоения знаний о нем, без которых существование современного человека представляется неполноценной.
1. Большой энциклопедический словарь, 2000
2. Зиневич, Ю. А., Гуревич П. С., Широкова В. А. Философские науки. М., Гуманитарий, 2014 г.
3. Зотов ,А.Ф., Купцов В.И., Розин В.М., Марков А.Р., Шикин Е.В., Царев В.Г., Огурцов А.П. Образование в конце XX века. Круглый стол // Вопросы философии, 1992, №9.
4. Карлов, Н.В. О фундаментальном и прикладном в науке и образовании, или Не возводи дом свой на песке // Вопросы философии, 1995, №12.
5. Скачков, Ю.В. Полифункциональность науки // Вопросы философии, 1995 № 11.