Арт-рынок в Республике Беларусь
Список используемой литературы
Арт-рынок в Республике Беларусь
Отечественный арт-рынок как важная составляющая во всём социально-культурном пространстве Республики Беларусь преодолевает в настоящий момент те трудности, которые возникли в ходе формирования государственности после стихийной динамики развития всех сфер, начавшейся в 1990-х годах после распада Советского Союза. Вместе с тем существенное влияние на его развитие оказывают мировые информационные и глобализационные процессы, что нашло свое отражение в постепенном становлении белорусского арт-рынка как открытого художественного культурно-экономического пространства, представляющего поле деятельности для региональных, республиканских и международных субъектов. На наш взгляд, подобные благоприятные перспективы во многом подтверждают необходимость изучения тенденций дальнейшего развития отечественного арт-рынка. В данном случае список актуальных вопросов представлен рассмотрением сущностных оснований белорусского и мирового рынка искусства, выявление специфики его нынешнего состояния, определение функциональной значимости и определением ключевых, действующих на нем, субъектов.
Важно отметить, что в Республике Беларусь на современном этапе проводится планомерная демократизация всех сфер общества, в том числе и культуры. Несмотря на постепенное реформирование, в данном направлении сохраняются первостепенные задачи по сохранению культурного наследия, реализации творческого потенциала населения, поддержки деятелей культуры, а также удовлетворения культурных и художественных потребностей граждан. Немаловажен тот факт, что решение указанных задач должно учитывать тенденции в обновлении социально-культурных условий, которые становятся результатом вышеупомянутых процессов глобализации и информатизации всех сфер жизни белорусского социума.
Изменениям подвергаются и интересы, предпочтения и потребности белорусов, что определяет необходимость в создании, продвижении и реализации не только качественно новых, но и уникальных культурных товаров и услуг. В связи с этим, возникает необходимость теоретического изучения специфики современного арт-рынка Беларуси. Для характеристики арт-рынка Республики Беларусь в контексте тенденций развития рынка современного искусства необходимо рассмотреть следующие вопросы:
– основные субъекты арт-рынка и их характеристики;
– специфику эффективной коммуникации как важное условие развития арт-рынка;
– тенденции развития отечественного и мирового арт-рынка.
1. Белоокий, А. А. [Электронный ресурс] / А. А. Белоокий // Электронная библиотека БГЭУ. – Режим доступа: http://www.bseu.by:8080/bitstream/edoc/83540/1/Belookiy_39_45.pdf.
2. Ветрова, А. А. Структурный анализ субъектов и объектов арт-рынка в контексте современных реалий / А. А. Ветрова // Креативная экономика. – 2013. – № 2. – С. 83–88.
3. Долганова, Е. А. Арт-рынок: полифункционализм и полифонизм основных субъектов / Е. А. Долганова, И. Г. Хангильдиева // Социология власти. – 2010. – № 5. – С. 118–128.
4. Жиделева, К. А. Арт-рынок как социокультурное явление / К. А. Жиделева, Н. Б. Кириллова // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по мат-лам. XVIII Междунар. науч.-практ. конф. (Новосибирск, 10 дек. 2012 г.). – Новосибирск : СибАК, 2012. – Ч. 1. – С. 6–10.
5. Литвина, Л. П. Арт-рынок современного искусства России. Первые шаги (Обзор центральной периодики девяностых годов) / Л. П. Литвина // Панорама культурно-социальной жизни Российской Федерации. – 2001. – Вып. 5. – С. 36–42.
6. Маниковская, М. А. Коммуникативное пространство художественной культуры / М. А. Маниковская // Философия и общество. – 2005. – № 1 (38). – Режим доступа: https://www.socionauki.ru/journal/articles/126732/.
7. Матвиенко, С. Продвижение арт-продукта / С. Матвиенко // Современные проблемы российской и зарубежной экономики. Сборник научных работ молодых исследователей / под общ. ред. Н.М. Старобинской. – СПб. : КультИнформПресс, 2011. – С. 180–185.
8. Пашкус, М. В. Анализ инвестиционной привлекательности объектов арт-рынка / М. В. Пашкус // Маркетинг МВА. Маркетинговое управление предприятием. – 2016. – Т. 7. – № 3. – С. 18–39.
9. Пилюк, А. В. Арт-рынок и средства массовой информации в России: проблемы взаимодействия: дис. … канд. филол. наук: 10.01.10 / А. В. Пилюк. – Москва, 2005. – 130 с.
10. Пирошка, Д. Художественный рынок и наука об искусстве [Электронный ресурс] / Д. Пирошка // Художественная культура. – 2017. – № 2. – Режим доступа: http://artculturestudies.sias.ru/2017-2-20/sotsialnaya-filosofiya-i-sotsiologiya/5239.html.