ВВЕДЕНИЕ
СМЫСЛ И ПРЕДНАЗНЧЕНИЕ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Проблема значения человеческой жизни, ее смысла и предназначения является одними из вечных вопросов, на которые люди всегда пытались ответить. Рано или поздно каждый индивид задает этот вопрос, особенно по отношению к себе, с целью – понять и осознать: «Ради чего я живу?», «Почему я живу?», «Есть ли у меня социальная (или иная) миссия?». И ответ на эти вопросы является не каким-то абстрактным личным делом или рассуждением. Эти вопросы, как и ответы на них, – глобальны, общечеловечны. Ответы на эти вопросы в значительной степени влияют на интересы других людей. От того, как человек понимает смысл своей жизни, зависит его поведение, его отношение к ближнему, к самому себе, к общим человеческим понятиям, что обуславливает актуальность темы настоящего эссе. Более того, проблема смысла и предназначения личности (и общества) относится к мировоззренческим темам. Если в русской философии рассматривается тема смысла жизни, то проблема социального предназначения, в основном, игнорируется. Кроме того, в повседневной практике социальной деятельности и воспитания на каждом шагу апеллируют к предназначению человека, общества, используя понятия «судьба», «история», «прошлое и будущее», «цель» и др.
Тема предназначения неразрывно связана с проблемой смысла жизни и частично совпадает с ней в смысловом отношении. Точнее, вопрос о предназначении – это проблема смысла бытия, сформулированная в аспекте долженствования и цели. В культуре такого рода программы закодированы в символах, выражающих содержание гражданского и нравственного сознания, содержание нормативной сферы социума и государства.
Объект – смысл и предназначение личности. Предмет – смысл жизни человека и его предназначение как философско-мировоззренческая проблема.
Цель – определить ключевые подходы к проблеме предназначения и смысла человеческой жизни и отразить свою позицию по заданной теме.
СМЫСЛ И ПРЕДНАЗНЧЕНИЕ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА
В наше время дискуссии о значении человеческого существования, его предназначения и перспективах развития приобрели особое значение. Ранее по большей мере затрагивались вопросы, связанные с оценкой потенциала (и преимуществ) трансформации и изменений природы, общества и человека, позитивных и негативных последствий научно-технической революции и биотехнологических исследований генома человека.
Человеческое понимание смысла жизни невозможно без уверенности в себе как человеке. Уверенность возникает только тогда, когда человек сравнивает себя с таким же, как он сам, себе подобным, т.е. с другим человеком. Потому что он признает идею существования человечества и своей принадлежности к человечеству [2]. Такая идея является предпосылкой для размышлений о собственной личности, о собственном эго. Вопрос о смысле человеческой жизни возможен только тогда, когда в нем пробуждается сознание самого себя, своего эго, чувства человеческого достоинства, когда он начинает размышлять над истинным смыслом своего существования. Без этого осознания вопрос о смысле жизни не остается на заднем плане.
Человек определяет цели своей деятельности и смысл своей жизни. Он руководствуется не только общественностью, но и индивидуальными мотивами, личными мотивами и интересами. Каждый человек как представитель человечества в то же время является индивидуальностью, которая не вечна и исчезает после своей смерти.
Вопрос о смысле жизни предполагает обоснование такой цели, которая оправдывала бы существование человека и придавала бы ему ценность и смысл. Но откуда берется цель, откуда исходит источник: в Боге, природе, обществе, человеческих потребностях или где-то еще?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данном эссе были рассмотрены ключевые подходы к предназначению и смыслу жизни человека как философско-мировоззренческой проблеме. Охарактеризован исследуемый вопрос в аспекте современного общества, когда технологии, общество потребления и клиповое мышление существенно влияют на человеческое мышление. Продемонстрирована позиция на предназначение человеческой жизни согласно теории систем.
На мой взгляд, формирование личностных ценностей и собственного смысла жизни определяется не только объективными условиями, но и субъективными факторами. К их числу относятся такие, как способность к осмыслению, осознанию своего биологического и социального предназначения и смысла жизни. В зависимости от того, в какой степени человек осознает, осмысливает свое социальное предназначение и на какие ценности он ориентируется, у него формируется свой субъективный взгляд на смысл жизни, который может не включать системные ценности в смысл жизни.