Сравнительный анализ активной и пассивной политики (на примере Республики Беларусь)
Список использованных источников
Сравнительный анализ активной и пассивной политики (на примере Республики Беларусь)
Политика в области занятости является частью социальной защиты. Социальная защита является предметом социальной политики государства, которая в свою очередь направлена на регулирование социальной сферы, а, следовательно, на достижение благосостояния общества.
Политика в области занятости может быть активной и пассивной. Активная политика направлена на снижение уровня безработицы, тогда как пассивная проводится для устранения негативных последствий безработицы.
Направления активной политики занятости следующие: помощь с трудоустройством, содействие получению квалификации специалистов и рабочих; поддержка предпринимательской деятельности, помощь и поддержка людей, испытывающих трудности в трудоустройстве. Пассивная политика занятости направлена, в первую очередь, на поддержание доходов, а также на компенсационные выплаты.
Стоит заметить, что государство предпринимает активную политику занятости и трудоустройства граждан. Согласно Конституции, государство создаёт условия для максимально полной занятости граждан, а в случае незанятости человека по каким-то причинам, не зависящим от него, ему гарантировано обучение и повышение квалификации с учётом потребностей общества в профессиях, а также определенный размер пособия по безработице в соответствии с законом.
Несбалансированность в сфере занятости населения является проявлением макроэкономической нестабильности, то есть образуется разница между численностью экономически активного населения и количеством рабочих мест. Эта разница приводит либо к излишку рабочих мест, либо к безработице.
Приемлемый уровень финансирования политики занятости может быть достигнут лишь при помощи местных финансовых ресурсов, финансовой помощи предпринимателей, обращения к различным коммерческим банкам.
Для проведения более эффективной политики занятости необходимо постоянно следить за ситуацией на рынке труда, постоянно анализировать возможные изменения потребностей в специалистах для поддержания соответствия спроса на кадры и предложения рабочей силы.
В Республике Беларусь в настоящее время у многих предприятий неполная рабочая неделя, а, следовательно, и вынужденная неполная занятость на производстве.
На конец сентября 2016 г. уровень зарегистрированной безработицы составил 0,9% от численности экономически активного населения (на конец сентября 2015 г. уровень безработицы составлял 1 процент от численности экономически активного населения), то есть наблюдается снижение уровня безработицы. Спрос на рабочую силу повысился по сравнению с сентябрем прошлого года. Количество вакансий в сентябре 2016 года достигло 36,4 тыс.
1. Александрович Я.М. Итоги социально-экономического развитие РБ по девяти месяцам 2015 г. / Я.М. Александрович, А.В. Богданович // Экономический бюллетень Министерства экономики РБ. – 2015. – №11. – с 44–48.
2. Головочев А.С. Макроэкономика / А.С. Головочев, И.В, Головочева. – Мн.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 256 с.
3. Зенькова И.В. Рынок труда в современных условиях / И.В. Зенькова. – М.: Инфра-М. – 2014. – №2. – С. 102–107.
4. Полоник С.В. Социальное развитие белорусского государства / С.В. Полоник // Беларуская думка. – 2014. – №9. – С. 5–13.
5. Специан, С. Основные макроэкономические показатели. /С. Специан// Белорусы и рынок. Еженедельная аналитическая газета. – 2015. – №24 (1157) . – с.12.