1. Условия становления «Золотого века» в Испании
2. Эль Греко
3. Хусепе де Рибере
4. Диего Родригес де Сильва Веласкес
Условия становления «Золотого века» в Испании.
1. Если оживить культуру и представить эпохи как стадии «рождение», «взросление», «становление» и «старение» человека, то «золотой век» в испанской живописи - это самый значимый момент в жизни человека (читаем культуры).
«Золотой век» достаточно долго созревал в условиях испанской жизни. Около 800 лет испанцы вели национально-освободительную борьбу против арабов. За это время человек осознал свою значимость и достоинство. Конечно, в таких условиях испанское искусство прониклось идеями величия человека. Уже в средневековье живописцы сводили пространство до минимума, чтобы подчеркнуть монументальность человека.
Идеалы испанцев были определены набожностью и жестким контролем церкви. Возможно, поэтому художники показывали сцены мученичества в особенных натуралистических подробностях. Вместе с этим, на лицах страдальцев всегда изображалось величие победы над смертью, значимость и сила справедливости, перед которой смерть телесная теряет всякую власть.
XV в. стал судьбоносным для Испании. Это время объединения Испании, завершения реконкисты. Спустя столетие Испания становится мощнейшим европейским морским государством. Это определили несколько факторов: во-первых, Испания продолжала создавать колонии в границах Нового света, во-вторых, активно открывались новые морские торговые пути.
Эль Греко (Доменико Теотокопули).
Эль Греко выделяется среди других художников палитрой красок. Еще во времена своей юности, были заметны его способности к колористики. На холстах художника можно чаще всего найти сложные цвета, собранные из множество тонов. Как у Андрея Рублева был небесно-голубой, совершенно невообразимый цвет, так у Эль Греко - пронзительно-светлый голубовато-серо-стальной тон. С помощью разных цветов, добавляя к ним невообразимые оттенки художник создавал неповторимую композицию на своих картинах. Однако цвет для Эль Греко не постоянен, ему, как чувствам человека, характерна выразительность. С помощью колористики художник выражает чувства своих героев. Холодные и теплые оттенки будто бы противопоставляются друг другу, воюют между собой. Притом от каждого предмета будто исходит яркий свет, ослепляющий смотрящих.
Хусепе де Рибере.
"Живописная школа безжалостного убийства, словно придуманная одним из помощников палача ради развлечения каннибалов" Теофиль Готье
Хусепе де Рибере часто изображал пытки. Даже, если на картине были не жестокие расправы, то на холстах оживали мистические, слегка пугающие сюжеты. Однако, стоит отметить, что в сценах мученичества Рибере провозглашал победу духа над страданиями и немощью тела.
Диего Родригес де Сильва Веласкес.
Веласкеса называют одним из величайших реалистов европейского искусства. Художник, по сравнению со своими современниками, обратился к более реальным событиям. Тем самым привнёс новые жанры.
Среди работ Веласкеса достаточно много портретов. Он изображал аристократов, служащих двора. Сильная сторона Веласкеса в психологической выточенности героев холста. Портретист не льстит своим героям, он изображает их с социальными и национальными особенностями.
Даже в сером цвете Веласкес находит множество оттенков. Его чёрный необычайно легок, а белый прозрачен. Его мазки чрезвычайно разнообразные. Простота и чувство меры приятны для глаз смотрящего на картины Веласкеса.