Введение
1. Основные положения метода интервью
Заключение
Список использованных источников
Введение
Довольно распространенной формой опроса общественного мнения является интервью, представляющее собой своеобразную целенаправленную беседу «лицом к лицу» с респондентом.
Интервью — целевой, запрограммированный разговор с респондентом. Вид общения, степень контакта и взаимопонимания между интервьюером (интервьюером) и респондентом во многом определяет глубину и качество информации по конкретному социальному вопросу или явлению.
При проведении интервью, исходя из ситуации и наблюдения за поведением респондента, социолог может получить информацию, которая не попала бы в его распоряжение, если бы интервью проводилось с использованием анкеты (опросника).
В интервью социология в полной мере проявляется как «искусство задавать вопросы», способность переводить исследовательские понятия и категории на уровень понятий меньшей обобщенности, уровень показателей и индикаторов, непосредственно отражаемых и используемых в вопросах интервью.
Метод интервью является популярным средством получения первичной социологической информации, что подтверждается его активным использованием в эмпирических социологических исследованиях практически на протяжении всего существования социологической науки.
По мнению А. Готлиба, этот метод является одним из трех универсальных методов сбора социологической информации, который включает в себя не только интервью, но и анализ документов и наблюдения.
И нельзя с этим поспорить. Ведь если взять какой-либо метод получения эмпирических данных от социологов-практиков, то при ближайшем рассмотрении выяснится, что он основан на одном из трех универсальных методов.
Об универсальности этих методов свидетельствует также тот факт, что они используются в различных модификациях как в классических, так и в качественных социологических исследованиях.
Успех интервью зависит от качества контакта, степени контакта между интервьюером и респондентом, взаимопонимания и готовности респондента помочь интервьюеру. Вопросы профессионально успешного интервью — это не только инструмент сбора социологической информации, они уже выражают объективно концептуальные знания, появляются как этап перехода от возможного истинного знания к истинному знанию.
1. Основные положения метода интервью
История метода
Еще в древние времена мыслители тщательно следили за тем, чтобы определенный способ построения или теории разговора был способом получения знаний не только о текущих событиях, но и об идеях, взглядах и устремлениях людей. Сократ использовал диалог для приобретения философских знаний. [1]
Его метод состоял в том, чтобы сначала разделить его мышление на мелкие разделения и представить каждую часть этого разделения собеседнику в виде вопроса, что подразумевает ответ «из человеческой души», при этом знания накапливаются в виде понятий.
Таким образом, можно констатировать, что основной принцип интервью практически не изменился с древних времен, поскольку в ходе интервью контакт между интервьюером и респондентом устанавливается вопросами исследователя и ответами респондента. Метод опроса в различных видах и модификациях активно используется современными социологами.
Выбор исследователем того или иного типа интервью зависит от целей исследовательского проекта. В связи с этим в практике эмпирической социологии существует большое разнообразие методов исследования, которые вписываются в десятки классификаций, основанных на разных основаниях.
В частности, Н.В. Веселёкова отмечает, что существуют классификации интервью, основанные на узких частных критериях, которые представляют непосредственный интерес для исследователя, приводя в качестве примера классификацию С. Хакерса и К. Уоррена, который выделил три типа интервью, различающихся степенью знакомства интервьюера и респондента, и классификацию, сочетающую в себе различные базы, Д. Адамса и Д. Шванцвельда, которые выделили исторически сложившиеся и ныне устоявшиеся в литературе виды интервью — фокусированное, недерективное, клиническое и телефонное. [9]
Нет сомнений в том, что эти классификации имеют право на существование, поскольку они могут быть полезны в частных случаях. Однако очевидно и то, что они не могут быть фундаментальными или базовыми, поскольку не охватывают весь спектр практики проведения социологических исследований.
Заключение
Интервью — это запланированная беседа, которая предполагает прямой контакт между интервьюером и респондентом, при этом ответы записываются либо самим интервьюером, либо механически.
Основные преимущества интервью:
- ситуация допроса в форме, близкой к обычному разговору, способствует созданию непринужденной атмосферы общения и повышает искренность ответов
- умение наблюдать за человеческими реакциями респондентов позволяет им корректировать свой план, изменять форму или порядок вопросов во время интервью
- личный характер взаимодействия обеспечивает большее доверие и серьезное отношение информанта к разговору.
- вербальный характер контакта позволяет устранить незапланированное восприятие вопросов путем разъяснения или уточнения.
Недостатки интервью: много времени приходится тратить на интервью, оно требует дополнительных финансовых и временных затрат на обучение интервьюеров, анонимность интервью и другие недостатки.
Нюансы, связанные со сложностями проведения и организации интервью, являются не столько непреодолимыми недостатками метода, сколько оптимизацией и усовершенствованием самой процедуры интервью, более серьезным отношением к его организации с тем, чтобы воспользоваться всеми его преимуществами в социологической практике.
1. Большой толковый социологический словарь. - М.: Вече, АСТ, 2008. - 544 с.
2. Бутенко, И.А. Стандартизированное интервью и новые технологии. / И.А. Бутенко. – М.: Логос, 2012. - 100-105с.
3. Девятко, И.Ф. Методы социологического исследования. / И.Ф. Девятко. - М.: КДУ, 2008. - 296 с.
4. Кравченко, А.И. Социология: Учебник. / А.И. Кравченко. - М.: ООО «ТК Велби», 2008. - 536 с.
5. Лаба, Л.Я. Способы интеграции качественных и количественных методов. / Л.Я. Лаба. – М.: Мир - 2004. - 120-123с.
6. Лавриненко, В.Н. Социология: Учебник для вузов. / В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартов, О.А.Шабанова, Г.С.Лукашова. - М.: ЮНИТИ, 2008. - 349 с.
7. Семигин, Г.Ю. Социологическая энциклопедия. / Г.Ю. Семигин; В.Н. Иванов. — М.: Мысль, 2003.- 451 с.
8. Харчева, В.А. Основы социологии: Учебник ля средних специальных учебных заведений. / В.А. Харчева. - М.: «Логос», 2007. - 304 с.
9. Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования. / В.А. Ядов. - М.: «Добросвет», 2009. - 596 с.