Задание 1. Безналичные расчеты и правила их совершения
Безналичные расчеты - это денежные расчеты, совершаемые путем записей по счетам плательщиков и получателей средств, либо путем зачета взаимных требований, то есть без использования наличных денег.
Согласно Банковского кодекса Республики Беларусь, который вступил в силу 1 января 2001г., под безналичными расчетами понимаются расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием индивидуальных предпринимателей и физических лиц, проводимые через банк, его филиал (отделение) в безналичном порядке, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Беларусь (статья 236).
Система безналичных расчетов представляет собой совокупность принципов, предъявляемых к ним требований, форм и способов расчетов.
В дальнейшем по мере развития и совершенствования экономики страны, хозяйственного механизма менялись требования, предъявляемые к организации расчетов. В соответствии с этими требованиями изменялись и совершенствовались формы безналичных расчетов. Так, в первоначальный период после кредитной реформы основными формами расчетов были акцептная (расчеты платежными требованиями), платежными поручениями, чеками. На основе платежных требований и платежных поручений получили развитие зачеты взаимных требований (особенно в последние годы). В последующие годы возникли и получили развитие расчеты посредством аккредитивов и особыми счетами по грузообороту. Все отмеченные выше формы безналичных расчетов, за исключением особых счетов по грузообороту, сохранились до настоящего времени, хотя, естественно, за годы их существования происходили неоднократно изменения в технике их проведения [1, c. 37].
Безналичные расчеты совершаются с использованием различных форм. Форма безналичных расчетов представляет собой совокупность способов платежа, расчетных документов и определенного документооборота.
В процессе безналичных расчетов происходит концентрация денежных средств в учреждениях банков, что дает возможность использовать их в качестве ресурса кредитования, осуществлять банковский контроль за проведением расчетов.
Неоднократно изменялись и принципы организации безналичных расчетов. Однако, несмотря на все их изменения, основные моменты принципов безналичных расчетов остались, наполнившись новым содержанием.
1. Предполагает обязательное хранение денег на счетах в кредитных учреждениях всеми предприятиями, организациями, учреждениями.
Так, для хранения денежных средств и осуществления безналичных расчетов предприятия открывают в банке (по своему выбору) расчетный (текущий) счет. Для открытия счета хозорган представляет необходимые документы: заявление на открытие счета; карточку с образцами подписей должностных лиц, имеющих право распоряжаться счетом, и оттиска печати владельца счета; документ о регистрации предприятия в форме выписки из решения регистрирующего органа (исполкома, Министерства юстиции и т.п.) или копия свидетельства о регистрации предприятия; копия устава (положения) с отметкой о регистрации в исполнительном комитете (или другом органе, производившем регистрацию); оригинал устава (положения), а для фермерских хозяйств - акт на пользование землей, для отметки в нем об открытии счета; дубликат извещения о присвоении учетного номера налогоплательщика, копию информационного письма органа государственной статистики с указанием идентификационного кода.
Задание 2
2.1.Укажите:
а) что означает императивный характер финансово-правовых норм;
б) каковы особенности финансово-правовых отношений;
в) основания возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений;
Ответ
а) Императивный характер финансово-правовых норм означает:
· что в таких нормах содержатся категорические предписания (разрешения, запрет и др.) относительно выполнения соответствующих действий в сфере финансов, обусловленные прежде всего императивным методом правового регулирования финансовых отношений;
· категорическая форма предписания исключает изменение условий и обстоятельств, которые содержатся в финансово-правовых нормах, самими участниками отношений, то есть исключает возможность изменения положений норм по волеизъявлению любой из сторон;
· императивность таких норм распространяется не только на субъектов, которые должны следовать им, но и на субъектов, которые выдают такие предписания. Государственные органы, уполномоченные выдавать такие веления, тоже связанные требованиями финансово-правовых норм;
· такой императив предусматривает модель поведения, которая закреплена нормой, независимо от согласия участников этих отношений. Причем нарушение предписаний, которые содержатся в финансово-правовой норме, является нарушением финансовой дисциплины и влечет за собой соответствующие санкции [4].
Б) Финансовые правоотношения - это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей. Реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных и денежных фондов и доходов.
Финансово-правовые отношения являются разновидностью правоотношения, поэтому им и присущи черты последнего. Можно выделить следующие признаки: во-первых, финансовые правоотношения возникают в соответствии с нормами права, которые указывают условия их возникновения и определяют участников. Во-вторых, носят волевой характер. В-третьих, характерна связь сторон в форме юридических прав и обязанностей. Здесь всегда есть две стороны: одна, обладающая субъективным правом и другая, несущая соответствие юридические обязательства [3, c. 61].
Задание 3
Решением Могилевского городского Совета депутатов в 2015 г. были введены следующие местные налоги и сборы:
• земельный налог;
• налог за владение собаками;
• сбор за право поставки углеводородного сырья с целью промышленной переработки;
• сбор за ввоз в Республику Беларусь легковых автомобилей.
Проанализируйте правомерность такого решения.
Ответ
На основании статьи 12 Налогового Кодекса порядок установления, введения, изменения и прекращения действия местных налогов и сборов:
1. Установление, введение, изменение и прекращение действия местных налогов и сборов осуществляются в соответствии с настоящим Кодексом принятием нормативных правовых актов Минского городского Совета депутатов, местных Советов депутатов базового территориального уровня.
2. Минский городской Совет депутатов, местные Советы депутатов базового территориального уровня вправе устанавливать, вводить в действие или не устанавливать, не вводить в действие местные налог и (или) сбор либо прекратить действие ранее введенных ими местных налога и (или) сбора.
1. Вишневский, А.А. Финансовое право : курс лекций / А.А. Вишневский, И.В. Сауткин, С.М. Тихоненко; под ред. А.А. Вишневского. – Минск : Академия МВД Республики Беларусь, 2012. – 226 с.
2. Воробей, Г.А. Финансовое право Республики Беларусь : учебное пособие / Г.А. Воробей . – 2-е изд., перераб. и доп . – Минск :Амалфея, 2012 . – 432 с.
3. Финансовое право : учебник / Ю.А. Крохина [и др.]; отв. ред. Н.И. Химичева. - 5-е изд., перераб. и доп. – Москва : Норма, 2016. - 751 с.
4. Бюджетный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] :6 июля 2008 г., № 412-З : принят Палатой представителей 17 июня 2008 г. : одобр. Советом Респ. 28 июня 2008г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 30.12.2018 г. // Консультант Плюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.