1. Административно-правовое принуждение
2. Рассмотрение дел об административных правонарушениях
Задача
Список литературы
1. Административно-правовое принуждение
Осуществление исполнительной власти, обеспечение правопорядка и дисциплины в государстве находит свое практическое исполнение лишь непосредственно с помощью определенных способов и методов стратегического влияния на сознание и поведение людей. В качестве этих способов на данном периоде формирования общества выступают два взаимодополняющих метода государственного управления - убеждение и принуждение. Свое социальное направление, а также результативность своего влияния данные методы находят в том, что они, во-первых, обуславливаются общими социально-экономическими закономерностями развития общества, во-вторых, непременно должны находиться в неразрывном единстве, в-третьих, находятся в зависимости от того, насколько верно и социально адекватно отображают требования жизни, экономические и политические потребности формирования общества.
Принуждение можно понимать как отрицание воли подвластного и внешнее воздействие на его поведение. Поскольку команда не исполнена, нарушена воля властвующего, последний воздействует на моральную, имущественную, организационную, физическую сферы подвластного, чтобы преобразовать его волю, добиться подчинения [1, c. 43].
В настоящее время и в обозримом будущем принуждение необходимо для охраны правопорядка, собственности, прав и интересов граждан и организаций, создания нормальных условий для деятельности аппарата публичной власти. Это полагая и не главный, но значимый и нужный метод властвования.
В обществе имеются различные виды принуждения. По объекту воздействия распознаются психическое, материальное, организационное и физическое воздействие. Последнее может быть направлено на личность, ее имущество. Образцами организационного воздействия являются увольнение, исключение, лишение прав, ликвидация организаций. Деление это в значительной степени условно, так как зачастую эти способы влияния на граждан и организации сочетаются.
Административно-правовое принуждение - один из видов правового принуждения. Поэтому ему характерны все признаки последнего (это правоприменительная деятельность, она призвана обеспечить защиту правопорядка, реализуется в рамках охранительных правоотношений и др.). В то же время оно обладает рядом особенностей, система которых и предопределяет его качественное своеобразие.
1. Административное принуждение применяется на основании норм административного права. Административным законодательством регламентируются основания, условия и порядок применения его мер.
2. Рассмотрение дел об административных правонарушениях
Вопросы, разрешаемые при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении
Судья, должностное лицо органа, ведущего административный процесс, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, при подготовке к рассмотрению дела:
- устанавливают, относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела;
- выясняют, имеются ли обстоятельства, исключающие административный процесс;
- истребуют необходимые дополнительные материалы;
- извещают лиц, участвующих в рассмотрении дела, о времени и месте его рассмотрения.
Дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения судьей, должностным лицом органа, ведущего административный процесс, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях, протокола об административном правонарушении и других материалов дела [2, c. 33].
Рассмотрение дела об административном правонарушении может быть приостановлено:
1) при назначении экспертизы – на срок проведения экспертизы;
2) при утрате физическим лицом дееспособности – до назначения недееспособному лицу представителя;
3) если физическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, не может участвовать в рассмотрении дела по причине болезни либо имеются другие уважительные причины, препятствующие его участию в рассмотрении дела об административном правонарушении, и если указанное лицо не ходатайствует о рассмотрении дела в его отсутствие.
При рассмотрении дела об административном правонарушении участие физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, законных представителей несовершеннолетнего или недееспособного, в отношении которых ведется административный процесс, обязательно. Дело об административном правонарушении может быть рассмотрено без указанных лиц, если:
1) физическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, признает свою вину или письменно ходатайствует о рассмотрении дела в его отсутствие;
лицо, в отношении которого ведется административный процесс, законный представитель лица, в отношении которого ведется административный процесс, извещенные надлежащим образом, уклоняются от явки и невозможно осуществить их привод [1, c. 91].
Задача
Слесарь завода вычислительной техники, будучи в нетрезвом состоянии, переходил пути в неустановленном месте. Стрелок военизированной охраны Базылев потребовал, чтобы правонарушитель вернулся, однако тот не подчинился настойчивым и неоднократным требованиям. Слесаря доставили в ОВД, где был составлен протокол о злостном неповиновении. Судья подверг его аресту на 10 суток.
Законно ли решение судьи?
Решение
Согласно Кодекса Республики Беларусь об Административных Правонарушениях статьи 23.4. Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица при исполнении им служебных полномочий
Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица государственного органа (организации) при исполнении им служебных полномочий лицом, не подчиненным ему по службе, –
влечет наложение штрафа в размере от двух до пятидесяти базовых величин или административный арест.
Согласно закону, исполняя обязанности по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, указанные выше лица вправе отдавать гражданам и соответствующим должностным лицам обязательные распоряжения и предъявлять необходимые требования для поддержания правопорядка.
Согласно Закона РБ Об охранной деятельности в Республике Беларусь статьи 16. Обязанности работников военизированной охраны Работники военизированной охраны обязаны:
- обеспечивать защиту охраняемых объектов и физических лиц от противоправных посягательств;
- осуществлять мероприятия по соблюдению на охраняемых объектах пропускного и внутриобъектового режимов;
- принимать в пределах своих полномочий меры по предупреждению, выявлению и пресечению преступлений и иных правонарушений на охраняемых объектах;
- принимать меры по поиску и задержанию на территории охраняемых объектов нарушителей;
- немедленно информировать орган внутренних дел и руководителей охраняемых объектов о задержании нарушителей, об обнаружении на охраняемых объектах хищений и иных правонарушений, принимать меры по сохранению следов правонарушений, не допускать на место происшествия посторонних лиц, обеспечивать охрану места происшествия до прибытия сотрудников органа внутренних дел;