Введение
Судебной власти принадлежит ключевая роль в определении на практике (при разрешении спора) соотношения права и конкретного закона. В этом кроется основное предназначение органов судебной власти – судов. Ведь они осуществляют не законосудие, а правосудие.
Необходимость исследования обуславливается тем, что правосудие – главная и основная функция судебной власти. Суть правосудия заключается в рассмотрении и разрешение судом правовых споров. Республика Беларусь является правовым государством, а важнейшим принципом правового государства является принцип верховенства права. Культивируя верховенство права и осуществляя на этой основе правосудие, суд, прежде всего, защищает интересы и права простых людей, каждого гражданина, что закреплено Конституцией Республики Беларусь как ключевая задача государства.
Итогом осуществления правосудия является замена идеи насилия (права силы) идеей права (силой права). Таким образом, суд, используя право, воздействует на общественные отношения, устанавливая, изменяя или прекращая правоотношения [1, с.16].
Судебная власть наряду с законодательной и исполнительной является особой ветвью власти и важнейшим признаком демократического государства. Самостоятельное функционирование судебной власти, ее обособление от иных государственно-властных структур свидетельствует о реализации на практике принципа верховенства нрава. Деятельность судебной власти призвана обеспечить господство права, в том числе и по отношению к государству. Судебная власть обеспечивает реализацию важнейших конституционных прав и свобод человека и гражданина, включая социально-экономические и политические права, конституционный строй, государственные и общественные интересы, права юридических лиц независимо от форм собственности, ведомственного подчинения и условий хозяйствования.
Цель исследования – раскрыть особенности судебной власти, понятие органов судейского сообщества, а также статуса адвоката.
Задачи исследования:
1) рассмотреть отличительные признаки судебной власти и правосудия;
2) раскрыть понятие органов судейского сообщества, Съезда судей и Республиканского совета судей;
3) раскрыть сущность правового статуса адвоката.
Методологической основой исследования являются логический метод, формально-логический, сравнительно-правовой метод, а также метод системного анализа, имеющий универсальный характер и выступающий связующим звеном между различными областями общественных наук.
1. Отличительные признаки судебной власти и правосудия
Судебная власть обладает характерными признаками:
1. Судебная власть есть самостоятельный вид государственной власти. Она осуществляется государственными судебными органами. Эта власть закреплена непосредственно Конституцией Республики Беларусь.
2. Судебная власть принадлежит исключительно судам, образуемым только согласно положениям Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей. Указанный Кодекс определяет, что судебная власть в Республике Беларусь принадлежит только судам, которые возникли в установленном законом порядке. Осуществляется судебная власть вне зависимости от других самостоятельных ветвей государственной власти.
3. Судебная власть характеризуется исключительностью. Суды и только суды обладают законным правом реализовывать судебную власть. Остальные ветви власти, любые государственные органы не имеют права наделять себя такими полномочиями. Суд единственный может признать обвиняемого в совершенном преступлении виновным и вынести ему предусмотренное законом уголовное наказание.
4. Судебная власть независима, самостоятельна, обособленна. Это означает, что совершая правосудие суды в своей деятельности независимы. Такое положение закреплено Основным Законом Республики Беларусь. Так, ст. 110 гласит: «Суды при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только закону. Какое-либо вмешательство в деятельность судей по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону». То есть подразумевается, что судам гарантирована не нарушаемая и неотъемлемая независимость в вынесении решений.
Самостоятельность органов суда подразумевает выполнение предусмотренных функций судом самостоятельно, не руководствуясь не чьими указаниями, приказами. Круг вопросов, касающихся судопроизводства, суд также решает сам.
Обособленность судебной власти означает, что судебная система обособлена и не является элементом, структурным компонентом никакого другого государственного органа. Однако в случае, если суды осуществляют взаимодействие с иными государственными органами, это происходит в рамках положений законодательства и нормативных актов.
5. Процессуальный порядок – это форма, присущая деятельности судов. Процессуальный порядок устанавливается актами законодательства, а не судебными органами, и должен выполняться в обязательном порядке. Закон определяет необходимый порядок производства по делам: последовательность осуществления действий, порядок производства судебных действий, содержание и форму решений, которые должны выноситься по делу. Такой порядок именуют процессуальной формой.
Процессуальная форма отличается, если речь идет о разных составах суда, рассматривающих дело по первой инстанции. Она является разновидностью правовой формы государственной деятельности. Сущность процессуальной формы, её значение и надобность для социума заключается в обеспечении с ее помощью режима законности, создания необходимых условия для правильных и правдивых заключений по делу, содержании гарантии защиты прав и законных интересов лиц, которые участвуют в деле.
2. Понятие органов судейского сообщества. Съезд судей и Республиканский совет судей
Судейское сообщество Республики Беларусь составляют судьи Конституционного Суда Республики Беларусь, судов общей юрисдикции, а также судьи, находящиеся в отставке.
Судья является членом судейского сообщества до прекращения его полномочий по основаниям, предусмотренным Кодексом Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей.
Принадлежность судьи к судейскому сообществу определяется фактом наделения его полномочиями судьи и не требует иного подтверждения.
Съезд судей Республики Беларусь – высший орган судейского сообщества, представляющий интересы всего судейского сообщества.
Съезд судей Республики Беларусь осуществляет свои полномочия в составе судей Конституционного Суда Республики Беларусь, судов общей юрисдикции, а также судей, находящихся в отставке.
Съезд судей Республики Беларусь созывается по инициативе Президента Республики Беларусь или Председателя Конституционного Суда Республики Беларусь и (или) Председателя Верховного Суда Республики Беларусь для обсуждения наиболее важных государственных задач, связанных с осуществлением судебной власти.
Съезд судей Республики Беларусь:
рассматривает в пределах своей компетенции актуальные проблемы работы судов, а также вопросы правового, материального и социального положения судей;
обсуждает вопросы судебной практики и вносит субъектам права законодательной инициативы предложения о совершенствовании законодательных актов;
проводит обсуждение проектов законов и иных нормативных правовых актов, касающихся статуса судей, организационного, кадрового, материально-технического обеспечения деятельности судов и иных вопросов их деятельности;
избирает Республиканский совет судей;
заслушивает отчет председателя Республиканского совета судей о работе Республиканского совета судей;
рассматривает иные вопросы деятельности судебной системы, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции квалификационных коллегий судей.
Повестка дня съезда судей Республики Беларусь формируется Республиканским советом судей и утверждается съездом.
В повестку очередного заседания съезда судей Республики Беларусь в обязательном порядке включаются:
отчет председателя Республиканского совета судей о работе Республиканского совета судей;
выборы Республиканского совета судей.
3. Правовой статус адвоката
Адвокатом в Республике Беларусь может быть физическое лицо, являющееся гражданином Республики Беларусь, имеющее высшее юридическое образование и стаж работы по специальности не менее трех лет, порядок исчисления которого устанавливается Советом Министров Республики Беларусь или уполномоченным им органом, прошедшее в установленных настоящим Законом случаях стажировку и сдавшее квалификационный экзамен, получившее специальное разрешение (лицензию) на осуществление адвокатской деятельности и являющееся членом территориальной коллегии адвокатов [8, ст.7].
Правовой статус адвоката включает следующие элементы:
1) порядок приобретения статуса адвоката;
2) права и обязанности адвоката;
3) гарантии независимости адвоката;
4) ответственность адвоката;
5) порядок прекращения статуса адвоката.
Лицо, намеревающееся стать адвокатом, обязано пройти стажировку и сдать квалификационный экзамен. Не требуется прохождения стажировки лицом, ранее осуществлявшим адвокатскую деятельность не менее трех лет, если со дня прекращения адвокатской деятельности прошло не более пяти лет, за исключением лиц, исключенных (уволенных) из коллегии адвокатов по дискредитирующим обстоятельствам.
Адвокаты вправе осуществлять адвокатскую деятельность только после получения лицензии в порядке, предусмотренном законодательными актами, и вступления в члены территориальной коллегии адвокатов, которая обязана принять адвоката [8, ст. ст. 9, 11].
Адвокат вправе оказывать клиентам любую юридическую помощь, в которой они нуждаются.
Адвокат, выступая в качестве представителя или защитника, имеет право:
представлять права и интересы клиентов, обратившихся за юридической помощью, в судах, государственных органах, иных организациях и перед физическими лицами;
привлекать в связи с оказанием юридической помощи клиенту с его согласия переводчиков, патентных поверенных и других специалистов;
самостоятельно собирать и представлять сведения, касающиеся обстоятельств дела;
запрашивать справки, характеристики и иные документы, необходимые в связи с оказанием юридической помощи, у государственных органов и иных организаций, которые обязаны в установленном порядке выдавать эти документы или их копии;
запрашивать с согласия клиента мнения специалистов для решения вопросов, возникших в связи с оказанием юридической помощи и требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства и других сферах деятельности.
Задача
К председателю районного суда обратилась выпускница юридического факультета БГУ, которой исполнилось 23 года с просьбой принять её на работу в должности судьи по административным делам и исполнительным производствам. Председатель суда объяснил Леминой С. П., что не может удовлетворить её просьбу, поскольку она не соответствует требованиям к кандидатам на должность судьи и предложил ей работу в качестве секретаря судебного заседания.
Обоснованно ли решение председателя районного суда?
Решение
Председателя районного суда обосновано. Согласно ст.76 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, кандидатом на должность судьи суда общей юрисдикции может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 25-летнего возраста, владеющий белорусским и русским языками, имеющий высшее юридическое образование с присвоением квалификации «Юрист» и (или) «Юрист со знанием экономики», стаж работы по специальности не менее трех лет, порядок исчисления которого устанавливается Советом Министров Республики Беларусь или уполномоченным им органом, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен на должность судьи.
Кандидат на должность:
судьи областного (Минского городского) суда должен иметь стаж работы в должности судьи не менее трех лет;
судьи Верховного Суда Республики Беларусь должен иметь стаж работы в должности судьи не менее пяти лет.
Заключение
Судебная власть призвана осуществлять правосудие, т.е. рассматривать и разрешать конкретные дела и споры, возникающие вследствие различных конфликтных ситуаций в обществе (уголовные, административные, трудовые дела и т.д.).
Правосудие и судебная власть – близкие, но не идентичные понятия.
Правосудие – главная и основная функция судебной власти, ее сердцевина, так как судебная власть реализуется, осуществляется посредством правосудия.
Судебная власть – более широкое понятие, поскольку, кроме правосудия, она включает и выполнение других многочисленных функций.
Судейское сообщество Республики Беларусь составляют судьи Конституционного Суда Республики Беларусь, судов общей юрисдикции, а также судьи, находящиеся в отставке.
Съезд судей Республики Беларусь – высший орган судейского сообщества, представляющий интересы всего судейского сообщества.
Съезд судей Республики Беларусь созывается Республиканским советом судей.
Республиканский совет судей является органом судейского сообщества, осуществляющим в период между съездами судей Республики Беларусь и республиканскими конференциями судей их полномочия, а также иные полномочия в соответствии с Кодексом Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей.
Адвокаты вправе осуществлять адвокатскую деятельность только после получения лицензии в порядке, предусмотренном законодательными актами, и вступления в члены территориальной коллегии адвокатов, которая обязана принять адвоката
Правовой статус адвоката включает следующие элементы:
1) порядок приобретения статуса адвоката;
2) права и обязанности адвоката;
3) гарантии независимости адвоката;
4) ответственность адвоката;
5) порядок прекращения статуса адвоката.
1. Василевич, Г. А. Конституционное правосудие. / Г.А. Василевич. – Минск: Право и экономика, 2012. – 326 с.
2. Василевич, Г. А. Конституционное право Республики Беларусь: Учебник / Г.А. Василевич. – Мн.: Книжный Дом, 2010. – 768 с.
3. Судоустройство: учебник / А.А. Данилевич, Л.Л. Зайцева, И.И. Мартинович, А.В. Солтанович; под ред. А.А Данилевича, И.И. Мартинович. – 2-е изд., перераб. и доп. Минск: Амалфея, 2010. – 464 с.
4. Меркулова, А. В. Юридическое понимание категории «правосудие» / А. В. Меркулова // Ученые записки Орловского государственного университета. – 2015. – № 2 (65). – С.223-224.
5. Обручева, О. Н. Сущность и основные направления развития правосудия / О.Н. Обручева // Международный научный журнал «Инновационная наука». – 2016. – № 4-4 (16). – С.160-161.
6. Бибило, В. Н. Проблемы правоведения: избранные труды / В.Н. Бибило. – Минск: Право и экономика, 2011. – 356 с.
7. Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей: Кодекс Респ. Беларусь, 29 июня 2006 г., № 139-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 17 июля 2018 г., № 132-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
8. Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 30 декабря 2011 г., № 334-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 11.07.2017 г., № 42-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.