ВОПРОС №1
ВОПРОС №2
ЗАДАЧА
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВОПРОС №1
Назовите основные принципы и стадии организации и проведения выборов в Республике Беларусь.
ОТВЕТ:
Избирательный процесс представляет собой деятельность специально уполномоченных органов, граждан, других субъектов избирательного права при проведении выборов и установлении их результатов. Он состоит из ряда стадий, для каждой из которых характерны свои задачи и определенные действия.
В соответствии с положениями Избирательного кодекса Республики Беларусь выделяется семь основных стадий и две дополнительные стадии избирательного процесса.
Основными стадиями избирательного процесса являются следующие:
1) назначение выборов;
2) образование избирательных округов и избирательных участков;
3) формирование избирательных комиссий;
4) уточнение списков избирателей;
5) выдвижение и регистрация кандидатов;
6) проведение предвыборной агитации;
7) голосование и определение результатов выборов.
Если в ходе основных стадий избирательного процесса не удалось избрать депутатов (Президента), то могут использоваться дополнительные стадии: второй тур голосования и при необходимости повторные выборы.
ВОПРОС №2
Охарактеризуйте правовой статус судей в Республике Беларусь.
ОТВЕТ:
Под статусом судьи подразумевается его правовое и социальное положение, его права, обязанности, материальное и социальное обеспечение, правовая и социальная защита.
Статус судьи получил развернутую регламентацию в Законе «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» (раздел III, ст.ст.59 – 78).
Следует отметить, что в России, Украине и некоторых других странах СНГ приняты законы о статусе судей. Летом 1998 г. Советом Европы принята Европейская Хартия о статусе судей. Она устанавливает стандарты статуса судей, на которые должны ориентироваться европейские государства, в том числе и Республика Беларусь.
Закон «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» определяет права и обязанности судей. Так, судьи при осуществлении судебной власти вправе:
1) требовать от должностных лиц и граждан исполнения своих распоряжений, связанных с осуществлением возложенных на него законом обязанностей;
2) вносить представления в государственные органы, предприятия, учреждения, организации об устранении нарушений закона или причин и условий, способствующих совершению правонарушений;
3) ставить в установленном законом порядке вопрос перед Конституционным судом о проверке конституционности нормативного акта;
4) запрашивать информацию от государственных органов, предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц и граждан.
ЗАДАЧА
Президент Республики Беларусь издал Декрет «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь».
Правомерно ли данное действие? Охарактеризуйте порядок внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь.
РЕШЕНИЕ:
Прежние советские конституции закрепляли достаточно простой порядок их изменения. На практике это приводило к тому, что голосом одного депутата без какой-либо предшествующей подготовительной процедуры запускался механизм голосования об изменении того или иного положения Конституции.
Теперь, в силу статьи 138 Конституции Республики Беларусь вопрос об ее изменении и дополнении рассматривается палатами Парламента – Национального собрания по инициативе Президента или не менее 150 тыс. граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом. Закон об изменении и дополнении Конституции Республики Беларусь может быть принят – Национальным собранием, но только после двух обсуждений и одобрений с промежутком не менее 3 месяцев (за исключением разделов I, II, IV и VIII Конституции, которые могут быть изменены только путем референдума).
Законы о внесении в Конституцию изменений и дополнений считаются принятыми, если за них проголосовало не менее двух третей от полного состава каждой из палат Парламента. Изменения и дополнения Конституции могут быть проведены и через референдум, если за это проголосовало большинство граждан, внесенных в списки для голосования.
1. Гольдфарб, А. А. Конституционное право. Шпаргалка. Учебное пособие / А.А. Гольдфарб. - М.: РГ-Пресс, 2016. - 476 c.
2. Лупу, А. А. Конституционное право зарубежных стран / А.А. Лупу, И.Ю. Оськина. - М.: Дело и сервис, 2016. - 284 c.
3. Мишин, А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран / А.А. Мишин. - М.: Юстицинформ, 2017. - 560 c.
4. Безруков, А. В. Конституционное право Республики Беларусь. Учебное пособие / А.В. Безруков. - М.: Юстицинформ, 2015. - 304 c.