1. Международные перевозки
Задача 2
Список использованных источников
1. Международные перевозки
Под международной перевозкой понимается перевозка грузов и пассажиров между двумя и более государствами, выполняемая на условиях, которые установлены заключенными этими государствами международными соглашениями.
Перевозки грузов и пассажиров осуществляются железнодорожным, автомобильным, воздушным и морским транспортом.
Характерной особенностью правового регулирования в этой сфере является то, что основные вопросы перевозок решаются в международных соглашениях (транспортных конвенциях), содержащих унифицированные нормы, единообразно определяющие условия международных перевозок грузов и пассажиров [3, c. 11].
Обычно такие соглашения содержат требования к перевозочной документации, определяют порядок приема груза к перевозке и выдаче его в пункте назначения, условия ответственности перевозчика, процедуру предъявления к перевозчику претензий и исков. При отсутствии единообразных материально-правовых норм обращаются к нормам национального права в соответствии с коллизионными нормами транспортных конвенций или национального законодательства [1, c. 37].
Особенность договора международной перевозки заключается в том, что в ходе его исполнения соответствующие материально-правовые нормы применяются на основании различных коллизионных принципов.
Так, при отправлении груза руководствуются законом страны отправления, при выдаче груза в конечном пункте - законом страны назначения. В других случаях применяется закон перевозчика или же закон страны суда. Подлежащее применению к международной перевозке право может быть указано в транспортном документе, выданном перевозчиком.
Договор международной перевозки представляет собой особый вид внешнеэкономических сделок. Специфика этого договора обусловлена особенностями транспорта как естественной монополии государства. Договор международной перевозки включает в себя публично-правовой (определение статуса транспортной среды) и частноправовой (непосредственная организация самой перевозки) аспекты. Международная перевозка – это перевозка грузов и пассажиров между двумя и более государствами, выполняемая на условиях заключенного между ними международного соглашения.
Специфика правового регулирования состоит в том, что основные вопросы перевозки решаются в международных соглашениях (международных транспортных конвенциях), содержащих унифицированные материально-правовые и коллизионные нормы. При отсутствии международного договора перевозка с пересечением границ не является международной и регулируется национальным законодательством. Договор перевозки – это вторичная внешнеторговая сделка, обслуживающая общую систему товародвижения.
Задача 2
Датский моряк (Ларсен) устроился на работу во время своего недлительного пребывания в Нью-Йорке на датское судно, принадлежащее датскому судовладельцу (Лауритцен). Во время нахождения судна в г. Гаване (Куба) Ларсен получил травму. По возвращении в Нью-Йорк он предъявил иск в Федеральный окружной суд южного округа Нью-Йорка против своего работодателя, основываясь на положениях американского закона 1920 г., предусматривающего применение к вопросам, связанным с возмещением ущерба за вред, причиненный на работе, общих норм о деликтной ответственности. Может ли данный закон быть применен в качестве императивных норм МЧП? Какие существуют препятствия к его применению ?
Решение
Сверхимперативные нормы или императивные нормы в МЧП - такие императивные нормы в национальном законодательстве, которые в силу своей особой значимости должны применяться всегда, независимо от применимого права, определенного сторонами гражданского правоотношения, или судом (в результате применения коллизионных норм).
Защитная оговорка о применении императивных норм шире позитивной концепции публичного порядка. Императивная оговорка подразумевает соблюдение не только особо важных национальных норм, но и иностранных сверхимперативных норм. Основные проблемы императивной оговорки: императивный норма коллизионный оговорка
1) круг норм, подлежащих обязательному применению; их соотношение с нормами публичного порядка;
2) круг государств, императивные нормы которых необходимо соблюдать.
Наиболее сложная проблема - определение круга норм, подлежащих обязательному применению. Необходимо обозначить критерии, позволяющие толковать какую-либо норму в качестве сверхимперативной.
Законодатель не только закрепляет обязанность соблюдения императивных норм права, невзирая на то, право какой страны применяется при урегулировании отношений (ст. 6), но и устанавливает понятие "императивные нормы социальной защиты": "Выбор права считается недействительным, если он игнорирует императивные нормы, принятые для защиты потребителей, рабочих и служащих от дискриминации. Это правило применяется также в отношении поставок движимых вещей, финансирования, трудовых договоров или договоров о предоставлении услуг, если они согласованы или заключены в стране, где потребители, рабочие и служащие имеют место жительства и где действуют такие защитные нормы" (ст. 38 Закона о МЧП).