1. Классифицируйте правовые акты управления. Опишите формы правовых актов управления. Охарактеризуйте требования, предъявляемые к актам государственного управления
2. Раскройте общие положения об экономической сфере государственного правления. Классифицируйте виды республиканских органов государственного управления, входящих в экономическую сферу. Охарактеризуйте назначение, основные задачи, функции и полномочия отдельных республиканских органов государственного управления в экономической сфере
Список литературы
1. Классифицируйте правовые акты управления. Опишите формы правовых актов управления. Охарактеризуйте требования, предъявляемые к актам государственного управления
Юридические свойства являются главным критерием классификации актов управления. По юридическим свойствам правовые акты управления делятся на нормативные (регламентарные) и индивидуальные (нерегламентарные). Нормативные акты содержат нормы права. По Закону «О нормативных правовых актах РБ» нормативные акты являются официальными документами установленной формы, издаются в пределах компетенции уполномоченного государственного органа или должностного лица и с соблюдением предусмотренной процедуры.
Акты вышестоящих органов имеют большую юридическую силу, нежели акты нижестоящих. По этой причине акты нижестоящих должны соответствовать актам вышестоящих органов.
Акты органов общей компетенции возвышаются над актами отраслевой и межотраслевой компетенции и т.п.
По виду (форме), названию одни акты всегда нормативны, другие имеют смешанный характер. К первой группе относятся инструкции, методические указания, разъяснения, ко второй – Указы Президента, постановления Совета Министров, приказы, решения.
Классифицированные по адресатам, одни нормативные акты относятся к гражданам РБ, другие – к иностранным гражданам и лицам без гражданства, третьи – к государственным организациям, общественным объединениям.
Индивидуальные акты не содержат норм права, принимаются по конкретным вопросам и имеют четко определенного адресата. Это правоприменительные, правонаделительные, распорядительные акты. Основанием издания таких актов является незаконность поступков, нарушение правовых норм. Индивидуальные акты управления классифицируют на оперативно-исполнительные и правоохранительные (юрисдикционные).
К оперативно-исполнительным относятся акты применения права. Ими реализуется диспозиция нормы права. Правоохранительными актами управления обеспечивается в сфере управления охрана права от нарушения.
Важное значение имеет деление актов управления по органам, их издающим.
Согласно действующему законодательству каждый тип органов государственного управления вправе издавать предписанные ему право вые акты управления. Президент уполномочен Конституцией издавать декреты, указы и распоряжения. Совет Министров принимает постановления. У Премьер-министра могут приниматься решения в форме протоколов, указаний, поручений. Министерства и т.п. издают приказы и инструкции, многие из них вправе давать указания.
2. Раскройте общие положения об экономической сфере государственного правления. Классифицируйте виды республиканских органов государственного управления, входящих в экономическую сферу. Охарактеризуйте назначение, основные задачи, функции и полномочия отдельных республиканских органов государственного управления в экономической сфере
Экономика как самостоятельное явление изучается наукой экономической теории. В рамках данной науки экономика понимается как поведение людей и их групп в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ в целях удовлетворения потребностей при ограниченных ресурсах. Роль экономики как системы общественных отношений заключается в производстве, распределении и обмене материальных благ и услуг. Можно выделить основные функции экономики в обществе: производство материальных благ и услуг; распределение произведенных материальных благ и услуг; обмен материальными благами и услугами. Гос-во как политическая организация общества может принимать участие в осуществлении всех функций экономики, причем степень участия государственных институтов в осуществлении экономических функций может быть различной, исходя из тех целей и задач, которые государство ставит перед экономикой.
Государство поставило перед собой довольно сложную задачу: обеспечение максимальной социально-экономической справедливости среди представителей всех слоев населения при существовании экономической независимости и самостоятельности субъектов хозяйствования, свободе ценообразования и т. д. Обеспечение выполнения поставленных задач видится в создании такой экономической макросреды, которая позволяла бы в максимально полном объеме реализовывать свои способности, права и законные интересы любым субъектам экономических отношений и при этом обеспечивала бы соблюдение публичных интересов.
Роль государства в регулировании экономических процессов заключается в использовании государственно-властных полномочий соответствующих государственных органов в процессе воздействия на субъекты экономических отношений в целях стимулирования производства, максимально справедливого перераспределения материальных и финансовых благ и ресурсов между всеми социальными группами общества, а также обеспечения общественной безопасности в процессе функционирования субъектов хозяйствования.
Разнообразие органов государственного управления (исполнительной власти) неизбежно ставит вопрос о роли, которую играет каждый из них в решении общих задач государственного управления, непосредственного руководства хозяйственным и культурно-политическим строительством, связи органов исполнительной власти с законодательными и судебными органами и т.д.