Педагогика и психология высшего образования Контрольная
БГУИР (Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники)
Контрольная
на тему: «Педагогика и психология высшего образования»
по дисциплине: «Психология»
2020
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
23.00 BYN
Педагогика и психология высшего образования
Тип работы: Контрольная
Дисциплина: Психология
Вариант: 10
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
Поделиться
Задание №1. 10. Роль высшего образования в постиндустриальном обществе.
Задание №2. 11. Практические занятия в высшей школе: сущность, виды, требования к организации и проведению.
Задание №3. 12. Информационно-образовательная среда университета и качество подготовки будущих специалистов.
Задание №4. 12. СНИЛ как форма организации НИРС в современном университете.
Задание №5. 11. Концепция знаково-контекстного обучения в университете.
Задание №6. 3. Особенности развития потребностно-мотивационной сферы личности современного студента университета.
Задание №7. 4. Педагогическое общение в структуре деятельности преподавателя высшего образования. Этапы педагогического общения.
Задание №8. 5. Групповые процессы в формировании, функционировании и развитии студенческой группы.
Задание №9. 9. Международный опыт управления качеством высшего образования (на примере одной зарубежной страны).
Практико-ориентированное задание №10. 9. Технология «Учебное портфолио».
Список литературы
Задание №1. 10. Роль высшего образования в постиндустриальном обществе
В настоящее время образование выдвигается на первое место среди факторов развития человечества. Роль знаний в экономическом развитии стран мира стремительно возрастает, опережая значимость средств производства и природных ресурсов. По оценкам Всемирного Банка, физический капитал в современной экономике формирует 16 % общего объема богатства каждой страны, природный – 20 %, а человеческий капитал – 64%. В таких странах, как Япония и Германия, доля человеческого капитала составляет 80% национального богатства. В настоящее время ценности создаются за счет повышения производительности и использования нововведений, т.е. применения знаний на практике. Экономическое процветание все более зависит от способности добывать новые знания и применять их в жизни [9].
Проблемы сферы образования так или иначе затрагивают практически всех членов нашего общества. Понятна и та заинтересованность, которую проявляют различные социальные группы к проблемам образования, поскольку именно через образование решаются важнейшие социальные проблемы, таких как социальной мобильности общества – повышение социального статуса через получение образования и успешности личности через карьеру; занятости населения и сроков поиска работы на рынке труда; уровня получаемых доходов и т.д.
Роль образования на современном этапе развития страны определяется задачами перехода Республики Беларусь к демократическому обществу, к правовому государству, рыночной экономике, задачами преодоления опасности накапливающегося отставания нашей страны от мировых тенденций экономического и общественного развития. Образование должно войти в состав основных приоритетов российского общества и государства.
Задание №2. 11. Практические занятия в высшей школе: сущность, виды, требования к организации и проведению
Процесс обучения, начинаясь на лекции, продолжается на практических занятиях и углубляется самостоятельной работой.
Практика (греч. prakticos - деятельный, активный) - материальная, чувственно-предметная, целеполагающая деятельность человека, имеющая своим содержанием освоение и преобразование социальных объектов и составляющая всеобщую основу, движущую силу человеческого общества и познания. Практические занятия предназначены для углубленного изучения дисциплины. Их формы разнообразны. Это родовое понятие: лабораторные работы, семинарские занятия, практикумы.
Цель практических занятий – углублять, расширять, детализировать знания, полученные на лекции в обобщенной форме, и содействовать выработке навыков профессиональной деятельности. Они развивают научное мышление и речь, позволяют проверить знания студентов и выступают как средства оперативной обратной связи.
План практических занятий отвечает общим идеям и направленности лекционного курса и соотнесен с ним в последовательности тем. Он является общим для всех преподавателей и обсуждается на заседании кафедры.
Между лекцией и практическими занятиями планируется самостоятельная работа студентов, предполагающая изучение конспекта лекций и подготовку к практическим занятиям [1].
Структура практических занятий в основном одинакова:
1. Вступление преподавателя.
2. Ответы на вопросы студентов по неясному материалу.
3. Практическая часть как плановая.
4. Заключительное слово преподавателя.
Задание №3. 12. Информационно-образовательная среда университета и качество подготовки будущих специалистов
За последние годы личность и работодатели стали определять требования к профессиональной подготовке студентов наравне с государством и обществом. Согласно требованиям работодателя, выпускник ВУЗа должен практически сразу осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, не просто обладать широким набором знаний, а быть квалифицированным специалистом. С другой стороны, характерной особенностью современной системы среднего образования является ее ориентация на выполнение заказа не только общества и предприятия, а именно студента в отношении качества и сроков обучения.
Новые информационные технологии (НИТ) позволяют наиболее полно учитывать изменения показателей качества, определять тенденции изменений и на основе этого применять коррекционные решения.
Анализ процесса реформирования образования ведущими университетами мира (Гарвардский университет, Wisconsin Technical College System), а также некоторыми российскими вузами показывает необходимость активного внедрения НИТ в образовательный процесс. Отличительными особенностями их применения являются развитие самостоятельности и активности обучающихся, повышение осознанности процесса познания. К сожалению, традиционный подход к образованию, ориентированный на лекционную систему занятий, на слушание, а не на активную самостоятельную деятельность, не позволяет оптимально использовать возможности новых информационных технологий [3].
Новые информационные технологии позволяют легко решать проблемы хранения, поиска и доставки информации обучающимся. В настоящее время в ВУЗах в электронном виде могут быть накоплены обширные информационные ресурсы, однако существующие примеры использования НИТ в вузах представлены фрагментарно. В первую очередь это происходит из-за отсутствия научной и методологической базы, четкого представления о технических и методических проблемах применения НИТ в образовательном процессе.
Задание №4. 12. СНИЛ как форма организации НИРС в современном университете
В период проводимых социально-экономических преобразований в стране, смены ценностных ориентаций в обществе, резкого повышения объёма информации, поступающей извне, обновления научных знаний, внедрения инновационных технологий в различных областях жизнедеятельности человека, возникла потребность в творческой личности, способной к самореализации в различных областях: профессиональной, исследовательской, управленческой, творческой, образовательной и других. В этих условиях общество и экономика существенно изменили требования к образованию. Сегодня сделан акцент на общее интеллектуальное развитие личности, поощрение креативности и самостоятельности [11].
В связи с этим современный специалист должен владеть не только необходимой суммой фундаментальных и специальных знаний, но и определёнными навыками творческого решения практических задач, постоянно повышать свою квалификацию, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Все эти качества необходимо формировать в вузе. Воспитываются они через активное участие студентов в научно-исследовательской работе, которая на современном этапе приобретает все большее значение и превращается в один из основных компонентов профессиональной подготовки будущего специалиста.
Проведенный научно-теоретический анализ работ учёных позволили сделать вывод, что в настоящее время в отечественной высшей школе научно-исследовательская работа студентов представляется односторонне, в отрыве от реального образовательного процессе и необходима разработка системы организации НИРС с учётом реального учебно-воспитательного процесса [7]. «Студенческая наука – сфера интеллектуального развития и повышения уровня эрудиции молодых людей, самореализации, развития творческих способностей; она помогает более глубоко усвоить учебный материал, развить навыки самостоятельного творчества и работы в коллективе. Но все эти результаты возможны в том случае, если научная работа студентов носит неформальный характер».
Целями научной работы студентов выступают переход от усвоения готовых знаний к овладению методами получения новых знаний, приобретение навыков самостоятельного анализа социально-правовых явлений с использованием научных методик.
Задание №5. 11. Концепция знаково-контекстного обучения в университете
На сегодняшний день необходима разработка адекватных теоретических моделей перехода от учения к труду с помощью всей системы форм организации активности студентов, как новых, так и традиционных.
Организация активности студентов в соответствии с закономерностями перехода от учебных текстов, знаковых систем как материальных носителей прошлого опыта к профессиональной деятельности, протекающей в динамически изменяющихся и поэтому каждый раз новых условиях и имеющей совместный характер, и составляет сущность знаково-контекстного (контекстного) обучения [7].
В контекстном обучении меняется точка отсчета: вместо ориентации на усвоение продуктов прошлого опыта реализуется установка на предстоящую профессиональную деятельность, детерминация будущим занимает место детерминации прошлым Целью деятельности студента становится не овладение системой информации и тем самым основами наук, а формирование способностей к выполнению профессиональной деятельности. Информация занимает структурное место цели деятельности студента лишь до определенного момента, а затем эта информация должна получить развитую практику своего применения в качестве средства регуляции деятельности, все более приобретающей черты профессиональной
Основной единицей работы студента и преподавателя в контекстном обучении становится не «порция информации», а ситуация во всей своей предметной и социальной неопределенности и противоречивости. Система проблемных ситуаций позволяет развернуть диалектически противоречивое содержание обучения в динамике и тем самым обеспечить объективные предпосылки формирования теоретического и практического профессионального мышления.
Задание №6. 3. Особенности развития потребностно-мотивационной сферы личности современного студента университета
Мотивационно-потребностная сфера личности студентов представляет собой динамическую систему побудительных сил, мобилизующих студентов на успешное овладение учебно-профессиональной и профессиональной деятельностью в вузе в ходе обучения на различных курсах и эффективную коммуникацию с профессорско-преподавательским составом, другими студентами и представителями профессионального сообщества.
Серьезного внимания заслуживает характеристика мотивов учебной деятельности студентов, так как они непосредственно влияют на качество профессиональной подготовки, на формирование личности профессионала. Некоторые из них: познавательные, профессиональные, мотивы творческого достижения, широкие социальные мотивы - мотив личного престижа, мотив сохранения и повышения статуса, мотив самореализации, мотив самоутверждения, материальные мотивы. Существенным мотивационным фактором эффективности учебной деятельности студентов является мотив творческого достижения. Потребность в достижениях стимулирует поиск человеком таких ситуаций, в которых он мог бы испытывать удовлетворение от достижения успеха. Обратной стороной потребности в достижениях является потребность в избегании неудачи. Студенты с ярко выраженным стремлением избегания неудачи, как правило, обнаруживают низкую потребность в улучшении достигнутых результатов [6].
Большое место занимает общение. Учебная деятельность проходит в группе, в среде однокурсников. В связи с этим специалисты (Ю.М. Орлов, Н.Д. Творогова и др.) обращают внимание на важность мотива аффилиации. Если обнаруживаются препятствия (реальные или предполагаемые) в удовлетворении потребности в аффилиации, то это может привести к увеличению у студента психоэмоционального напряжения и тревоги, к возникновению состояния фрустрации, депрессии и т.д.
Задание №7. 4. Педагогическое общение в структуре деятельности преподавателя высшего образования. Этапы педагогического общения
Педагогическое общение - специфическая форма общения, имеющая свои особенности и в то же время подчиняющаяся общим психологическим закономерностям, присущим общению как форме взаимодействия человека с другими людьми, включающей коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты. Педагогическое общение - совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся. Исследования в области педагогической психологии показывают, что значительная часть педагогических трудностей обусловлена не столько недостатками научной и методической подготовки преподавателей, сколько деформацией сферы профессионально-педагогического общения [4].
Общение выступает в трех аспектах:
1. как средство решения учебных задач;
2. как система социально-психологического обеспечения воспитательного процесса;
3. как способ организации взаимоотношений преподавателей и студентов, в котором сочетаются обучение и воспитание, и как процесс воспитания личности и творческой индивидуальности.
Задание №8. 5. Групповые процессы в формировании, функционировании и развитии студенческой группы
Групповой процесс – это совокупность последовательных спонтанных или целенаправленных действий членов группы, направленных на достижение определенного результата деятельности.
Групповые процессы совершаются под влиянием внутренних и внешних условий. Они различаются по времени протекания и интенсивности воздействия на личности членов группы. Групповые процессы могут быть двух типов: процессы развития и процессы функционирования. Процессы развития обусловливают переход группы к качественно новому состоянию. Процессы функционирования обеспечивают стабильность достигнутого качественного состояния группы и постепенное накопление количественных изменений.
Стержнем групповых процессов является процесс решения групповой задачи в ходе совместной деятельности. Он интегрирует и подчиняет себе другие процессы, происходящие в группе.
По мнению 3.А. Богданова, в число основных групповых процессов входят: коммуникация, управление, адаптация, соревнование, консолидация, эмоциональная идентификация, принятие решения.
Студенческая группа как разновидность социальной организации может развиваться от своих простейших форм - диффузной или номинальной к высшей - коллектива. В каждой студенческой группе такое развитие проходит свой неповторимый путь. Поэтому в психологической характеристике группы целесообразно ограничиться рассмотрением трех процессов: образования и развития группы, групповой сплоченности и лидерства.
Задание №9. 9. Международный опыт управления качеством высшего образования (на примере одной зарубежной страны)
В широком плане, исторически, к странам, имеющим органы государственного управления высшей школой, относится Германия
Основное отличие данной европейской системы управления качеством высшего образования от американской заключается в полномочиях правительства, в формулировке целей управления качеством, в определении наиболее важных аспектов управления качеством, в способах принятия решений и, наконец, в самой организации образовательного процесса. В странах с централизованной системой образования функции управления качеством, аккредитации осуществляют соответствующие государственные ведомства.
В Германии Министерство просвещения регулирует деятельность высших учебных заведений, существует с Х1Х в. Здесь весьма сильны традиции государственного контроля за высшей школой, а сами профессора и преподаватели являются государственными служащими.
В Германии нет явно выраженных элитных вузов, но для поступления необходимо иметь аттестат зрелости, который выдается после 12-13 лет обучения в гимназии и успешной сдачи экзаменов. Половина вузов страны относится к академическим высшим учебным заведениям университетского уровня (университеты, технические университеты, технические, педагогические, теологические и другие вузы). К неакадемическим вузам относят высшие профессиональные учебные заведения, осуществляющие подготовку специалистов прикладного характера для работы на производстве.
Практико-ориентированное задание №10. 9. Технология «Учебное портфолио»
– сущность образовательной технологии, ее структура, виды и т.д.;
Термин «портфолио» (от франц. роМвг - носить + лат. In folio - в размер листа), заимствованный из бизнеса и политики, активно используется в педагогической науке и применяется в школьной и вузовской образовательной практике, поскольку не зависит напрямую от предметного содержания. Обращение авторов статьи к использованию портфолио в профессиональной подготовке студентов специальности «Социальная педагогика» (специалитет) и «Социальная работа» (бакалавриат) обусловлено целым рядом возможностей этой образовательной технологии. Раскроем эти возможности ниже.
Портфолио представляет собой технологию работы с результатами учебно-познавательной деятельности студентов, которая может использоваться для демонстрации, анализа и оценки образовательных результатов, развития рефлексии, повышения уровня осознания, понимания и самооценки результатов образовательной деятельности. Цель применения технологии – научить отбирать, систематизировать и анализировать информацию по выбранной теме, работать с различными источниками информации. По мере работы студентов с портфолио развиваются навыки обработки и структурирования информации; отбора содержания, самооценки и самопрезентации [10].
Портфолио – это форма оценивания, которая позволяет коренным образом изменить философию определения, оценивания и измерения результатов образовательной деятельности. Педагогическая философия этой формы оценки состоит 1) в смещении акцента с того, что субъект не знает и не умеет, к тому, что он знает и умеет по данной теме, данному предмету, 2) в интеграции качественной оценки, 3) в переносе педагогического акцента с оценки на самооценку [10].
В зависимости от цели портфолио оно может быть краткосрочным, длительным или постоянным; может быть создано в электронном виде или на бумажных носителях. В образовательном процессе может применяться учебное портфолио, портфолио достижений, рефлексивное портфолио, проблемно ориентированное порт-фолио, портфолио развития навыков гуманитарного мышления. Типы учебного портфолио, как правило, делятся на портфолио документов, портфолио процесса, показательное портфолио, рабочее портфолио, оценочное портфолио, тематическое портфолио.
1. Андреев, В.И. Основы педагогики высшей школы : учеб. пособие / В.И. Андреев. – Минск : РИВШ, 2005. – 236 с.
2. Бергфельд, А.Ю. Психология :учебное пособие / А.Ю. Бергфельд [и др.]; под. общ. ред. Е.В. Левченко. – Пермь : Перм. гос. ун-т, 2010. – 172 с.
3. Беспалько, В.П. Не пора ли менять стратегию образования? / В.П. Беспалько // Педагогика. – 2001. – № 9. – С.34-39.
4. Болотов, В.А. Системы оценки качества образования: учеб. пособие для студентов вузов, получающих образование по пед. направлениям и специальностям / В.А. Болотов, Н.Ф. Ефремова. – М.: Академия, 2007. – 156 с.
5. Буланов-Топорков, М.В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие / М.В. Буланов-Топорков. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2002. – 544 с.
6. Гамезо, М. Возрастная и педагогическая психология / М. Гамезо, Е. Петрова, Л. Орлова. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 431 с.
7. Занков, Л.В. Избранные педагогические труды / Л.В. Занков. – М.: Просвещение, 1990. – 217 с.
8. Егоров, В.В. Педагогика высшей школы : учеб. пособие / В.В. Егоров, Э.Г. Скибицкий, В.Г. Храпченков. – Новосибирск : САФБД, 2008. – 260 с.
9. Муромцева, А.К. Значение высшего образования для формирования современного общества [Электронный ресурс] / А.К. Муромцева, Л.Г. Эрфурт // Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых «Россия молодая» 18-21 апреля 2017 г. – Режим доступа: http://science.kuzstu.ru/wp-content/Events/Conference/RM/2017/RM17/pages/Articles/0704035-.pdf.
10. Современные образовательные технологии / под ред. Н.В. Бордовской. – М.: Владос, 2013. – 321 с.
11. Чупрова, Л.В. Организация научно-исследовательской работы студентов в условиях реформирования системы высшего профессионального образования [Электронный ресурс] / Л.В. Чупрова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2014. – №5-2. – С. 167-170. – Режим доступа: URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=5362.
12. Эльконин, Д.Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2001. – 431 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты