Введение
Наблюдение как метод инженерно-психологического исследования, его виды, организация и типичные ошибки при проведении
Заключение
Список использованных источников
Введение
Современная научно-техническая революция характеризуется чрезвычайно глубокими изменениями в технологии, охватывающими как ее существенную сторону (т.е. связанную с используемыми материалами и используемыми процессами природы), так и структурно-функциональную (т.е. труд, связанный с дифференциацией и систематизацией значит, с усложнением и интеграцией технологий в сторону автоматизации). Одним из следствий единства научно-технических революций является то, что современное общественное производство определяется не только уровнем развития техники, но и уровнем развития науки. Конкретная научная дисциплина может оказывать контролирующее воздействие не на все, а, например, только на один из элементов производительных сил. Однако по мере развития производительных сил возникает объективная потребность в науках, способных оказывать прямое контролирующее влияние на все элементы системы производительных сил. Такие общие науки могут включать в себя современную психологическую науку.
Контрольный эффект психологической науки в целом осуществляется в ходе решения следующих задач:
1) инженерно-психологическое проектирование оборудования и условий производства для деятельности человека;
2) разработка психолого-педагогических методов и средств формирования личности и обучения работников сферы материального производства;
3) разработка психологических основ научной организации труда и управления трудовыми коллективами и производством.
Таким образом, задачи психологической науки как непосредственной производительной силы имеют ярко выраженную направленность в области психологии труда и инженерной психологии. Психология труда и инженерная психология, выполняя контрольные функции в процессе создания современных технологий, систем «человек-техника», необходимых условий труда и подготовки человека к работе в области материального производства, обеспечивают реальную основу для проявления контроля функции других психологических дисциплин.
Наблюдение как метод инженерно-психологического исследования, его виды, организация и типичные ошибки при проведении
Методы, используемые в инженерной психологии, в зависимости от исходных областей знаний, являющихся их источником, условно подразделяются на психологические, физиологические, математические и кибернетические (имитация). В свою очередь, психологические методы классифицируются в соответствии с целями и методами исследования.
По целям эти методы делятся на три основные группы.
Методы научного исследования. С их помощью исследуются психологические закономерности поведения человека (операторская деятельность) и разрабатываются научно обоснованные рекомендации для научных и практических работников, занимающихся человеческим фактором в технике.
Методы психологического воздействия на человека. Эти методы являются наиболее значимыми для правовой и социальной психологии, психологии управления, спорта и т.д. Для инженерной психологии они не столь характерны, но их не следует сбрасывать со счетов при решении задач организации групповой деятельности операторов, управления производственными командами и управления государством.
Методы инженерно-психологического обследования (оценки). Эти методы используются в двух основных областях: проверка действий конкретного оператора (например, при расследовании причин аварийной ситуации) и инженерно-психологическая экспертиза (оценка) оборудования. В соответствии с методологией исследования их можно разделить на следующие типы: наблюдательный (наблюдение, самонаблюдение, психологический портрет), опрос (беседа, интервьюирование, интервьюирование, интервьюирование), психодиагностика (прежде всего психологическое тестирование), праксиметрический (анализ продукта и результаты различных видов документов), биографические и анамнестические методы, эксперимент в различных его формах, операторское моделирование.
Основной целью применения этих методов в инженерной психологии является выявление и анализ психологических факторов, оптимизирующих деятельность оператора. Поставленная цель достигается путем решения следующих задач: анализ психологической структуры деятельности и взаимосвязи ее элементов, изучение законов регулирования деятельности, анализ методов внутреннего контроля за ходом ее осуществления, изучение процессов формирования деятельности; анализ влияния на качество деятельности различных внешних факторов, формирующих условия деятельности, и внутренних факторов, характеризующих способы ее осуществления; Постановка психологических требований к техническим средствам оператора.
Методы наблюдения включают в себя эмпирические методы психологического исследования, такие как наблюдение и самонаблюдение (в своем роде), которые являются фундаментальными методами психологии.
Наблюдение - это целенаправленное, преднамеренное, специально организованное восприятие и запись поведения объекта.
Наблюдение, являясь одним из научных методов психологии вообще и инженерной психологии в частности, как особой организации непосредственного познания, имеет следующие характерные особенности.
1. Задачи наблюдения должны быть реализованы и четко сформулированы.
2. Должна быть разработана программа наблюдения и определены единицы наблюдения. Под единицами наблюдения понимается такая целостность, которая доступна для непосредственного знания и может быть зафиксирована тем или иным способом (в форме протокола, технической записи или специального измерения).
Заключение
Методы, используемые в инженерной психологии, в зависимости от исходных областей знаний, являющихся их источником, условно подразделяются на психологические, физиологические, математические и кибернетические (имитация). В свою очередь, психологические методы классифицируются в соответствии с целями и методами исследования.
Объектом наблюдения может быть не только процесс труда, но и его субъект (работающий человек). Поэтому в некоторых случаях на основе наблюдения за поведением человека в различных ситуациях составляется психологическое описание поведения человека - его «поведенческий портрет». Как правило, для более полной картины изучаемого лица эти данные дополняются информацией, полученной с использованием других приемов и методов (разговоров, изучения биографии и истории и т.д.). Построение поведенческого портрета - это реализация персонального подхода к обучению операторов.
Наблюдение можно условно отнести к «пассивным» методам психологического исследования, когда исследователь имеет дело с конкретной ситуацией трудовой деятельности, сложившейся в настоящее время, без возможности ее каким-либо образом изменить. Поэтому очень важно исключить субъективные ошибки наблюдателя. Более того, искажение восприятия ситуации тем больше, чем сильнее наблюдатель стремится подтвердить свою гипотезу. Кроме того, наблюдатель устает, приспосабливается к ситуации, перестает замечать важные изменения, допускает ошибки во время записи и т.д.
1. Бодалев, А. А. Общая психодиагностика / А. А. Бодалев, В. В. Столин. – СПб. : Питер, 2002. – 440 с.
2. Бурлачук, Л. Ф. Психодиагностика / Л. Ф. Бурлачук. – СПб. : Питер, 2002. – 352 с.
3. Душков, Б. А. Основы инженерной психологии : учеб. для вузов / Б. А. Душков, А. В. Королев, Б. А. Смирнов. − М : Академический проект ; Екатеринбург : Деловая книга, 2002. − 576 с.
4. Зараковский, Г. М. Психофизиологический анализ трудовой деятельности / Г. М. Зараковский. – М : Наука, 1967. – 114 с.
5. Зинченко, В. П. Основы эргономики / В. П. Зинченко, В. М. Мунипов. – М : Изд-во МГУ, 1979. – 344 с.
6. Зинченко, Т. П. Методы эргономического обеспечения проектирования / Т. П. Зинченко, А. А. Фрумкин. – СПб. : Изд. СПб унив., 1991. – 124 с.
7. Смирнов, Б. А. Методы инженерной психологии / Б. А. Смирнов, А. М. Тиньков. – Харьков : Изд-во «Гуманитарный центр», 2008 . – 528 с.
8. Справочник по инженерной психологии / под ред. Б. Ф. Ломова. – М. : Машиностроение, 1982. – 368 с.