1 Фундаментальные принципы и понятия гносеологии
2 Органы местного управления. Структура и полномочия органов местного самоуправления
Список литературы
1 Фундаментальные принципы и понятия гносеологии
Гносеология – раздел философии, в котором изучаются проблемы природы и возможностей познания, отношения знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности [7, с. 144].
Основания гносеологии определили необходимость целого комплекса базовых гносеологических принципов, среди которых выделяются принципы объективности, познаваемости, отражения, определяющей роли практики, творческой активности субъекта, абстрагирования и обобщения, восхождения от абстрактного к конкретному, конкретности истины [7, с. 144-145].
1. Принцип объективности. Этот основополагающий принцип гносеологии утверждает, что объект познания существует вне и независимо от субъекта и самого процесса познания. Из этого принципа следует методологическое требование – любой объект исследования надо принимать таковым, как он есть. Полученный результат исследования должен исключать любое проявление субъективности, чтобы не выдать желаемое за действительное.
Требование объективности – это одно из важнейших правил исследовательской этики, уходящее своими корнями в философию Гегеля. Рассматривая гносеологическое отношение субъекта к объекту, Г. Гегель отмечал: «Когда я мыслю, я отказываюсь от моей субъективной особенности, углубляясь в предмет, представляю мышлению действовать самостоятельно, и я мыслю плохо, если я прибавляю что-нибудь от себя» [2, с. 124].
Принцип объективности требует фиксировать не только существующую форму объекта, но и его возможные проекции в других ситуациях.
Только таким образом можно обеспечить чистоту гносеологического отношения в системе «субъект–объект».
2. Принцип познаваемости. Если принцип объективности требует познания реальности такой, как она есть, то принцип познаваемости утверждает, что объект реальности можно познать только таким, как он есть. Для субъекта познания не существует барьеров на пути освоения объекта, а если и существуют какие–либо границы, то только между тем, что познано и еще не познано.
3. Принцип отражения. Принцип отражения ориентирует исследователя на тот факт, что познание объекта есть процесс отражения его возможностями субъекта.
2 Органы местного управления. Структура и полномочия органов местного самоуправления
Основы правового положения органов местного управления и самоуправления закреплены в Конституции Республики Беларусь и в Законе Республики Беларусь от 4 января 2010 года «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» [3].
Согласно статье 117 Конституции Республики Беларусь местное управление и самоуправление осуществляется гражданами через:
– местные Советы депутатов;
– исполнительные и распорядительные органы;
– органы территориального общественного самоуправления;
– местные референдумы;
– собрания;
– другие формы прямого участия в государственных и общественных делах [1, с. 25].
Местное управление – форма организации и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан [4, с. 140].
Единая система органов местного управления на территории Республики Беларусь состоит из: областных, районных, городских, поселковых, сельских исполнительных комитетов, местных администраций [1, с. 26].
Местное самоуправление – форма организации и деятельности населения, проживающего на соответствующей территории, для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые им органы социальных, экономических и политических вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан, особенностей развития административно–территориальных единиц на основе собственной материально–финансовой базы и привлеченных средств.
Система местного самоуправления включает:
- местные Советы депутатов;
- органы территориального общественного самоуправления [3].
Местное самоуправление осуществляется в границах административно–территориальных и территориальных единиц.
К исключительной компетенции местных Советов депутатов относятся:
- утверждение программ экономического и социального развития, местных бюджетов и отчетов об их исполнении;
- установление в соответствии с законом местных налогов и сборов;
- определение в пределах, установленных законом, порядка управления и распоряжения коммунальной собственностью;
- назначение местных референдумов [3].
1. Антанович, Н.А. Политология : конспект лекций / Н.А. Антанович. - Минск : ТетраСистемс, 2013. – 160 с.
2. Гегель, Г. Энциклопедия философских наук. – М., 1974. Т.1. – 452 с.
3. Закон Республики Беларусь от 4 января 2010 года «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» // Ilex / ООО «Юрспектр». – Минск , 2020.
4. Ирхин Ю.В. Политология: учебник / Ю.В. Ирхин, В.Д. Зотов В.Д. – М.: Юристъ, 2012. – 511 с.
5. Мартынов, М.И. Философия : курс интенсивной подготовки / М.И. Мартынов, Л.Г. Кравченко. – Минск : ТетраСистемс, 2012. – 304 с.
6. Основы философии: учебник для учащихся учреждений среднего специального образования / ред. Я. С. Яскевич. – Минск : Вышэйшая школа, 2011. – 301 с.
7. Философия: учебник для вузов / Под общ. ред. В. В. Миронова. – М.: Норма, 2005. – 673 с.