ВВЕДЕНИЕ
1. Психологические особенности лиц без определенного места жительства
2. Особенности применения методов индивидуальной и групповой психотерапии у лиц без определенного места жительства
3. Программа реабилитации лиц без определенного места жительства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В настоящее время наблюдаются неблагоприятные экономические условия, несовершенство системы социальной защиты населения, что влечет за собой нарушения социальной адаптации населения и рост бродяжничества.
Лица без определенного места жительства - это «носители» запущенной «стадии бездомности», так как представляют собой специфический слой населения, не имеющий средств к существованию, утративший семейные и социальные связи, трудовые отношения. Это граждане, которые по собственной воле или в силу событий причинного характера (социально-экономических, процессуально-юридических, медико-психотерапевтических, морально-этических и других) оказались в трудной жизненной ситуации.
Потому лица без определенного места жительства нуждаются в психологической помощи и поддержки специалистов. Вопросы, связанные с реабилитацией лиц без определенного места жительства, имеют большое значение в рамках повышения эффективности оказания социальной, социально-психологической и реабилитационной помощи населению.
1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЦ БЕЗ ОПРЕДЕЛЕННОГО МЕСТА ЖИТЕЛЬСТВА
Лица без определенного места жительства как отдельная категория населения обладают своими психологическими особенностями.
Согласно исследованиям Н.С. Пивневой, к психологическим особенностям лиц без определенного места жительства, относятся: низкий уровень интеграции психики, экстернальный локус контроля, импульсивность, что выражается в следующих характеристиках:
- низкая заинтересованность в том, чтобы принимать ответственность за то, в какой ситуации они оказались;
- преобладание негативных эмоций, среди которых: недоверие, гнев, обида, чувство собственной беспомощности. Часто проявляются такие аффекты как злость, паника;
- переживание кризиса идентичности;
- в силу диффузной идентичности, они склонны либо избегать привязанности, либо строить зависимые отношения;
- полярное миропонимание, противопоставление добра и зла, «своих» и «чужих»;
- преобладание непродуктивных психологических защит: уход мир фантазий, проекция, проективная идентификация, отрицание, идеализация, обесценивание, отказ от реализации намерений;
- импульсивность проявляется в неспособности переносить отсрочку удовлетворения потребности, что приводит к следующим нарушениям: злоупотребление ПАВ, ненормативное поведение, склонность к бродяжничеству, неразборчивость в половых связях...
2. ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И ГРУППОВОЙ ПСИХОТЕРАПИИ У ЛИЦ БЕЗ ОПРЕДЕЛЕННОГО МЕСТА ЖИТЕЛЬСТВА
В связи с психологическими особенностями лиц без определенного мест жительства целесообразно использовать сочетание индивидуальной и групповой психотерапии.
В ходе индивидуальной психотерапии психотерапевт может оказать помощь лицам без определенного мест жительства осознать свои потребности и желания, определиться в своих жизненных целях, осуществить поиск ресурсов для восстановления своего статуса, положения в обществе.
Индивидуальная психотерапия открывает возможности для изменения лиц без определенного мест жительства в лучшую сторону. Индивидуальная психотерапия должна выстраивается на оказании помощи и эмоциональной поддержки этой категории клиентов со стороны психотерапевта для разрешения проблем или преодоления жизненных трудностей [5; 8].
Групповая психотерапия должна быть направлена на постепенное изменение слабой приспособляемости через достижение адекватной социальной адаптации, оказание помощи каждому участнику в понимании и изменении собственного состояния.
3. ПРОГРАММА РЕАБИЛИТАЦИИ ЛИЦ БЕЗ ОПРЕДЕЛЕННОГО МЕСТА ЖИТЕЛЬСТВА
Занятие 1. «Знакомство. Создание безопасного пространства»
Цель: знакомство участников тренинга, создание доверительной и безопасной атмосферы, достижение взаимопонимания.
Упражнение «Знакомство»
Цель: создание положительного отношения к участникам группы.
Ход: Каждый участник по кругу представляет себя группе. Он начинает со слов: «Здравствуйте, я … Мне нравится … Я умею … Я хочу …». Каждый может говорить что хочет. Но по каждой позиции, кроме имени, необходимо назвать два – три варианта. Члены группы, включая тренера, могут каждому задавать любые вопросы по тем ответам, которые их заинтересовали.
Упражнение «Актуальное состояние»
Цель: включение каждого участника в ситуацию групповой работы, активизация оценочного отношения к себе проективным способом.
Ход: Участникам предлагается рассказать, в каком актуальном состоянии они сейчас находятся, и описать свое отношение к людям, которых они видят в таком же состоянии, в котором пребывают сами.
Упражнение «Восковая палочка»
Цель: повышение степени доверия к группе, получение поддержки каждым участником от группы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате анализа современных исследования установлено, что основными психологическими особенностями лиц без определенного мест жительства являются: снятие с себя ответственности, низкая самоценность, импульсивность, неумение справляться со стрессом, пассивная жизненная позиция, равнодушное отношение к своему будущему, негативное отношение к миру, недоверие к другим людям.
В связи с этим работа с лицами без определенного места жительства должна быть направлена на: изменение отношения к своей жизненной ситуации, формирование установок на постановку целей, развитие навыков планирования, повышение самоценности и ценности межличностных отношений.
Рассмотрев психологические особенности без определенного места жительства, мы пришли к тому, что целесообразно использовать сочетание индивидуальной и групповой психотерапии.
Нами разработана программа реабилитации лиц без определенного места жительства, состоящая из 7 занятий. В каждом занятии содержится о 5 упражнений. Используемые упражнения направлены на: создание доверительной и безопасной атмосферы в группе, формирование позитивной самооценки личности, создание положительного образа будущего, развитие жизненных стратегий и планов, отработать навыки расстановки жизненных приоритетов, анализ своих жизненных проблем, повышение ценности межличностных отношений. Обязательным упражнением на каждом занятии является рефлексия, так как развитие навыков самоанализа важно для личностных изменений лиц без определенного места жительства.
1. Акутина, К.И. Бездомность: основные проблемы и пути решения / К.И. Акутина // Гуманитарные научные исследования. – 2013. – № 6. – С. 1-8.
2. Беляева, О.А. Характеристики социальной компетентности лиц БОМЖ / О.А. Беляева, А.В. Поляков // Учёные записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. – 2018. – № 2. – С. 88–96.
3. Евтихов, О. Практика психологического тренинга / О. Евтихов. – СПб.: Речь, 2005. – 256 с.
4. Клюева, Н.Ю. Психология бездомного и бездомности / Н.Ю. Клюева // Сибирский психологический журнал. – 2011. – № 41. – С. 15–19.
5. Пивнева. Н.С. Психологические особенности лиц без определенного места жительства (из опыта работы с клиентами «Социального приюта г.Таганрога для лиц без определенного места жительства и занятий») [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://priut-tag.ru/media/75ab79fa-a2e7-40c2 a0a3-19d6aa172a7b/zGDUuw/%D0%9F%D1%83%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8/Psihologicheskie%20osobennosti %20lic%20bez%20opredelennogo%20mesta%20zhitelstva.pdf.
6. Рудестам, К. Групповая психотерапия / К. Рудесам. – СПб.: Питер, 2000. – 384 с.
7. Сандомирский, М.Е. Психосоматика и телесная психотерапия: Практическое руководство / М.Е. Сандомирский. – М: «Класс», 2005. – 456 с.
8. Федотов, А.Ю. Основы индивидуальной человека и групповой психотерапии / А.Ю. Федотов. – М.: Совр. Гум. Университет, 2000. – 161 с.