1. Личность как субъект деловых отношений. Сущность понятий «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность». Самосознание личности
2. Морально-психологический климат коллектива. Его динамика и основные показатели. Признаки благоприятного и неблагоприятного психологического климата трудового коллектива
3. При разрешении конфликта руководитель принимает отчасти точку зрения противоположной стороны и предлагает взаимный обмен уступками. Как определить стратегию поведения руководителя в конфликтной ситуации и ее эффективность
4. Оцените свою способность быть лидером
Список литературы
1. Личность как субъект деловых отношений. Сущность понятий «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность». Самосознание личности
В настоящее время уже не приходится доказывать, что деловое общение – совершенно необходимое условие бытия предпринимателей. По мнению многих исследователей каждый из бизнесменов тратит на деловое общение от 50 до 90% своего рабочего времени. Этим и определяется место и исключительная значимость делового общения в жизни и деятельности предпринимателей, в процессе которого обе стороны вступают в контакты с объектами делового интереса. Деловой контакт имеет в своей основе психологическое содержание как совокупность отношений и зависимостей, возникающих между людьми [3, с. 87].
Установление и развитие делового контакта во многом обусловлено психологией человеческих отношений, развитием психологических связей между общающимися. Общение можно рассматривать как диалог, как своеобразную дискуссию, предметом которого является бизнес. Оно выделяет две и более общающихся сторон, между которыми происходят процессы понимания, взаимного влияния, взаимных оценок и т.д. В деловом общении выделяют предмет, по поводу которого осуществляется общение. Общение, как явление, многолико, но оно всегда социально по содержанию, направленности и цели. Без потребности человека в деловом общении мир бизнеса не мог бы успешно функционировать. Общественная природа делового общения обусловливает постоянно возобновляющуюся у предпринимателей потребность в нем. В зависимости от характера потребности в деловом общении определяется и направленность личности на общение и степень ее готовности к нему.
2. Морально-психологический климат коллектива. Его динамика и основные показатели. Признаки благоприятного и неблагоприятного психологического климата трудового коллектива
Климат коллектива представляет собой преобладающий и относительно устойчивый психический настрой коллектива, который находит многообразные формы проявления во всей его жизнедеятельности. Он составляет качественную сторону межличностных отношений, проявляющуюся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности. Между состоянием морально-психологического климата коллектива и эффективностью совместной деятельности его членов существует положительная связь. Если психологический климат связан с моральным состоянием группы, задействованы важные понятия – добро, долг, совесть, честь, справедливость, то говорят о морально-психологическом климате [2, с. 98].
Морально-психологический климат – это устойчивое морально-нравственное состояние группы, в котором отражаются настроения людей, их групповое мнение, отношение друг к другу и к важнейшим материальным и духовных ценностям, к целям развития группы.
3. При разрешении конфликта руководитель принимает отчасти точку зрения противоположной стороны и предлагает взаимный обмен уступками. Как определить стратегию поведения руководителя в конфликтной ситуации и ее эффективность
Изучение разрешения конфликтов между руководителем и подчиненным показало, что треть этих конфликтов заканчивается компромиссом, две трети – уступкой (преимущественно подчиненного) и только 1-2% конфликтов завершаются путем сотрудничества. В конфликтах между руководителем и подчиненным в 60% ситуаций начальник прав в претензиях к подчиненному. Поэтому большинство руководителей последовательно используют в конфликте стратегию соперничества, добиваясь от подчиненного желаемого поведения. Американский социальный психолог М. Фолет указывала на необходимость разрешения конфликтов, а не их подавления. Среди способов она выделила победу одной из сторон, компромисс и интеграцию.
4. Оцените свою способность быть лидером
Могу ли я стать лидером? Я думаю, что каждый сможет добиться того, чего действительно хочет, и если кто-то мечтает стать лидером и делает для этого определённые шаги, то рано или поздно он сможет повести за собой других людей. Это может случиться, например, когда надо будет организовать какое-то мероприятие и привлечь к его проведению других участников. Возможно, кто-то станет лидером на своей будущей работе, потому что у него будет очень хорошо получаться исполнять свои обязанности, и он станет пользоваться авторитетом у коллег.
1. Афанасьева, О.В. Этика и психология профессиональной деятельности юриста: Учебное пособие / О.В. Афанасьева, А.В. Пищелко. – М.: Академия, Мастерство, 2001. – 224 с.
2. Гравицкий, А. Основы деловой этики / А. Гравицкий. – СПб.: Феникс, Северо-Запад, 2007. – 190 с.
3. Зеленкова, И.Л. Этика: Учебное пособие / И.Л. Зеленкова. – М.: ТетраСистемс, 2008. – 144 с.
4. Кузнецов, И.Н. Деловая этика и деловой этикет / И.Н. Кузнецов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 256 с.
5. Мишаткина, Т.В. Этика: Учебное пособие. 5-е изд. / Т.В. Мишаткина, З.В. Бражникова, Н.И. Мушинский и др. – М.: Новое знание, 2008. – 584 с.
6. Протанская Е.С. Профессиональная этика: Учебное пособие / Е.С. Протанская. – СПб.: Алетейя, 2003. – 288 с.
7. Смирнов, Г.Н. Этика деловых отношений: Учебник / Г.Н. Смирнов. – М.: ТК Велби, Проспект, 2008. – 192 с.