1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
3 Внешнеэкономическая деятельность РБ
Внешнеэкономическая деятельность или ВЭД – это экономическая деятельность, связанная с экспортом или импортом товаров и услуг. Иными словами, это торговля национального представителя с заграничным. Под торговлей в данном случае можно понимать не только покупку и продажу товаров, но и осуществление международных проектов, а также связанную с инвестициями и кредитами деятельность. Участниками ВЭД могут быть как органы государственной власти, коммерческие и государственные предприятия, так и физические лица.
Осуществление внешнеэкономической деятельности производится в соответствии с таможенным законодательством.
В условиях роста экономики все больше российских предприятий как крупного, так и малого бизнеса выходят на мировой рынок. С каждым годом заключается множество международных контрактов, закупаются не только товары, но и оборудование, а предметом экспорта стало не только сырье, но и продукты собственного производства. Осуществляя подобную деятельность, российские компании становятся участниками ВЭД.
Главной особенностью ВЭД является необходимость постоянного совершенствования нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы ВЭД в сложных политических и экономических условиях.
Внешнеэкономическая деятельность российских предпринимателей осложняется тем, что действующие в отношении России санкции со стороны множества зарубежных стран, приводят к постоянному росту цен на импортируемые товары, сырье и оборудование. В свою очередь такое внешнее давление требует ответного комплексного применения всего спектра внешнеэкономических инструментов.
Участники внешнеэкономической деятельности
Существует ряд признаков, позволяющих классифицировать участников ВЭД – место регистрации, направление деятельности, организационно-правовая форма и т.д.
Если главным критерием принять род деятельности компании, то участники ВЭД делятся на три группы:
1. Производители;
2. Посредники;
3. Содействующие организации.
В первую группу входят компании, работающие без привлечения посредников – это производственные объединения, консорциумы, транспортные компании (вне зависимости вида используемого транспорта), производственные кооперативы.
Ко второй группе относятся торговые дома, смешанные общества и специализированные организации.
26 Информационное обеспечение внешнеэкономической деятельности
Поиск необходимой информации о рынках, ценах, клиентах, товарах – важный этап осуществления внешнеторговых связей. Так как все большее число предприятий нашей страны самостоятельно выходит на внешний рынок, их интересует информация о зарубежных предприятиях, рынках, ценах, а также стандартах качества, научно-технических достижениях. Руководитель предприятия может иметь достаточно полную информацию об инофирмах, инвестиционном климате и рынках зарубежных стран. Достаточно научиться работать со справочниками, годовыми отчетами компаний, деловой и экономической прессой, другими источниками средств массовой информации, справками банков и кредит-бюро, с современными электронными картотеками, терминалами электронных сетей. Однако специалисты должны не только уметь пользоваться источниками информации, но и знать где их найти.
Сейчас в связи с практическими потребностями появилось новое направление анализа коньюктуры рынка – фирменный анализ, или анализ фирменной структуры рынка, на который планирует выход та или иная организация. Анализ проводят специалисты, которые выясняют степень и особенности концентрации производства и капитала, уровень монополизации рынка, межфирменные связи на нем, степень загрузки производственных мощностей, фирменные цены, оценивают конкуренцию на рынке. В итоге предлагаются варианты различных фирм на выбор российской организации, которая ищет партнера для осуществления внешнеторговой операции, прямых связей, создание совместного предприятия либо смешанного общества. Для того, чтобы найти достойного и надежного контрагента, необходимо получить как можно больше сведений об интересую щей зарубежной фирме, выбрать несколько желательных для партнеров, либо поставить цель установить более тесные контакты с Вашими торговыми контрагентами.
Накопление и распространение такой информации ведется государственными органами, торговыми палатами, НИИ, учебными институтами, библиотеками, бюро, ассоциациями и союзами, банками, биржами, консультационными и информационными фирмами и агентствами, дипломатическими и торговыми представительствами, вычислительными центрами. Информация содержится в докладах, информационных записях, книгах, периодической печати, рекламных изданиях, справочниках, каталогах, банках, базах данных, в материалах радио, телевидения, годовых отчетах фирм и наглядной рекламе.
45 Характеристика раздела международного контракта: количество товара
По форме изложения контракты купли-продажи должны быть составлены в письменном виде, но в международной практике часто сделки заключаются в устной форме: по телефону, на аукционах, на биржах. Однако устная договоренность затем обязательно подтверждается письменным контрактом, подписываемым обеими сторонами. С этого момента и возникают обязательства сторон.
Чаще всего в международной торговле встречаются двусторонние контракты, поэтому рассмотрению его структуры, состава позиций, механизма действия и следует уделить необходимое внимание.
Контракт купли-продажи содержит следующие основные позиции (разделы, статьи): преамбула, предмет контракта (наименование товара), количество товара, качество товара, цена и общая стоимость, базисные условия поставки, платеж, срок поставки, упаковка и маркировка, санкции за нарушение условий контракта, обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор), транспортные условия (порядок отгрузки), приемка-сдача товара, претензии (рекламации), страхование, арбитраж, перечень документов для платежа, лицензии, прочие условия, порядок расторжения контракта.
При купле-продаже машин и оборудования, приборов в контракт добавляются следующие пункты: технические условия, техническая документация, гарантийный срок, техническое обслуживание в гарантийный период, послегарантийное обслуживание, снабжение запасными частями. Эти дополнительные пункты помещают в приложения, являющиеся неотъемлемой частью контракта.
Текст контракта начинается с вводной части или преамбулы, в которой дается полное юридическое наименование сторон, участвующих в его заключении.
Вводная часть контракта предшествует тексту договора и имеет обычно следующее содержание: номер контракта, место и дата заключения, определение сторон, совершающих сделку.
Номер контракта обычно присваивается в соответствии с правилами делопроизводства, существующими в организации, разрабатывающей проект контракта и представляющей его после согласования сторонами на переговоры. В международной торговой практике используется большое разнообразие вариантов нумерации контрактов различными организациями. В них могут включаться как цифровые, так и буквенные компоненты.
При определении сторон указываются их полные наименования, под которыми контрагенты зарегистрированы в торговом регистре своей страны, их местонахождение (название страны или города), наименование сторон в контракте (продавец и покупатель, или поставщик и заказчик). Иногда во вводной части делается ссылка на предшествовавшие контракту переговоры с указанием места и срока их проведения или на предложение продавца с указанием его номера и даты ссылки.
81 Выход предприятия на зарубежные рынки позволяет добиться: устойчивости. Обоснуйте
На выбор способа расширения влияют размер инвестиций, степень управленческого контроля за процессом и обслуживание рынка. Выделяют три основных группы стратегий, позволяющих предприятию освоить новые сферы:
• Экспортная деятельность – производство продукта на основном рынке и его поставки для продажи в другие страны:
o прямой экспорт – с иностранными посредниками заключаются прямые контракты, компания-производитель берет на себя действия по поиску партнеров, подготовке документации, сертификации и др.;
o косвенный экспорт – на внутреннем рынке заключается договор с посредником, который отвечает за продажу продукта на внешний рынок и обладает собственной сетью дилеров;
o совместный экспорт – прямые поставки налаживаются за счет объединения усилий с другими предприятиями (при недостаточных масштабах производства или ограниченных ресурсах).
Экспорт нередко играет роль «разведывательного» инструмента бизнеса, позволяя ему «прощупать» жизнеспособность товара на новом рынке и заинтересованность потребителя. Плюс экспорта – незначительные затраты и риски, минус – низкий уровень контроля за деятельностью посредников.
• Посредничество – установление взаимодействия с фирмой-торговым партнером на внешнем рынке при разделении ответственности и контроля:
o лицензирование – передача иностранной компании права на использование технологий, патента и др. Плюс лицензирования – низкий уровень затрат на организацию и контроль, возможность устанавливать собственные жесткие условия на ведение деятельности. Минус – трудности в осуществлении контроля, потеря уникальности;
o франчайзинг – передача посреднику франшизы – права на ведение деятельности под своей торговой маркой. Отличие от лицензирования заключается в предъявлении более жестких требований к посреднику, его зависимости от головной организации, ограниченной области применения;
o контрактное производство – налаживание производства на территории другой страны при сохранении за головным предприятием функций маркетинга, дистрибуции и др. Плюс способа – сохранение в своем ведении важнейших управленческих функций, незначительные затраты на налаживание производства, отсутствие проблем с адаптацией стоимости товара под конъюнктуру рынка. Минус – трудности при поиске компетентных партнеров и переносе высокотехнологичного производства, риск заимствования интеллектуальных ресурсов (технологий и др.)
1. Закон РБ №347-З от 25. 11. 2004г. «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 25. 11. 2004г.
2. Закон РБ № 226-З от 22.07.2003 «О валютном регулировании и валютном контроле»
3. Таможенный кодекс таможенного союза (Приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийскогоэкономического сообщества на уровне глав государств от 27 ноября 2009 года № 17)
4. Национальная программа развития экспорта РБ на 2011-2015 гг.
5. Управление внешнеэкономической деятельностью: учебное пособие / Г.В. Турбан. Минск, 2003.
6. Организация и управление внешнеэкономической деятельностью: учеб. пособие / В.М. Руденков. Минск, 2005.
7. Внешнеэкономическая деятельность предприятий: учебное пособие / В.П. Пашуто, О.В. Пашуто. Минск, 2009.
8. Мировая экономика и внешнеэкономическая деятельность: учеб.пособие/ М.И. Плотницкий [и др.]. – Минск: Современная школа, 2011. – 616с.
9. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: экономика и управление: учеб. пособие / С.Л. Соркин. – Минск: Соврем. шк., 2006. – 283с.
10. Внешнеэкономическая деятельность: учебное пособие / А. А. Колесников. – Минск: РИПО, 2012. – 283с.