Введение
Жизнь современного человека невозможно представить без химических товаров. Они облегчают быт, сохраняют потребительские свойства одежды, предметов домашнего обихода. Ассортимент товаров бытовой химии постоянно обновляется и расширяется за счёт как отечественной, так и зарубежной продукции. Малофункциональные препараты уступают место более эффективным, опасные – более безопасным для здоровья людей и состояния окружающей среды.
В результате стабильного спроса на бытовую химию многие торговые предприятия специализируются на ее продаже. При этом в силу ограниченности отечественного ассортимента коммерческие структуры ориентируются на заключение прямых хозяйственных договоров с зарубежными производителями или их дистрибьюторами в Республике Беларусь.
1 Классификация ассортимента товаров бытовой химии
На рынке бытовой химии представлена следующими группами товаров:
- клеящие материалы;
- абразивные материалы и инструменты;
- средства для стирки и мытья;
- средства для чистки (для удаления пятен, чистки одежды, предметов домашнего обихода, ухода за жилищем и легковыми автомобилями);
- лакокрасочные товары;
- средства для ухода за садом и огородом;
- дезинфицирующие и санитарные средства;
- разные товары бытовой химии [2]
В свою очередь средства для ухода за садом и огородом классифицируют:
1 средства для повышения урожайности плодово-ягодных и овощных культур
- минеральные удобрения;
- регуляторы роста.
2 средства химической защиты растений
- средства для борьбы с вредителями;
- средства для борьбы с болезнями растений;
- средства для борьбы с сорняками;
- средства для ухода за растениями.
В свою очередь минеральные удобрения классифицируют по следующим признакам:
1 по количеству видов питательных элементов
- простые (азотные, фосфорные, калийные)
- комплексные (содержат 2 и более элементов).
Комплексные удобрения подразделяют на смешанные (полученные механическим перемешиванием двух-трех простых), сложные (содержат несколько элементов в составе одной соли) и комбинированные (состоят из нескольких солей, подобранных для конкретной цели и технологически оформленных в виде одного продукта);
2 Характеристика ассортимента товаров бытовой химии
К средствам для ухода за садом и огородом относят средства для повышения урожайности плодово-ягодных и овощных культур (минеральные удобрения и регуляторы роста) и средства химической защиты растений.
Для жизни растений необходимы питательные вещества, содержащие азот, фосфор, калий, другие макро- и микроэлементы. Ресурсы почвы ограничены, их восполняют с помощью удобрений.
В наибольших количествах растения потребляют азот, фосфор, калий, поэтому их называют основными питательными элементами. Кроме того, растениям необходимы кальций, сера, магний, железо. Все эти вещества называют макроэлементами. Микроэлементы – бор, марганец, медь, цинк, молибден, кобальт – потребляются в гораздо меньших количествах, но также играют важную роль.
Удобрения способствуют повышению урожайности и качества урожая. Однако избыточное или неправильное их применение приводит к загрязнению окружающей среды, отравлению организма человека и животных.
Стимуляторы роста растений – это препараты, которые активизируют обмен веществ в растениях и тем самым ускоряют прорастание семян, укоренение черенков, уменьшают опадение цветков и завязей, улучшают вкусовые качества плодов. При избыточном применении могут действовать как гербициды. Выпускаются препараты «Гетероауксин», «Гумат натрия», «Зар-2», «Декстрел» и др.
Качество минеральных удобрений определяется в первую очередь процентным содержанием в них питательных элементов – общего азота, общего и усвояемого фосфора, общего калия. Кроме того, контролируется содержание балластных примесей и вредных веществ. В торговых организациях проверяется целостность упаковки и правильность маркировки.
Регуляторы роста растений – сложные органические соединения, вводимые в почву для ускорения или замедления роста растений, усиления корнеобразования, цветения и др.
Современное сельское хозяйство предполагает использование различного рода искусственных добавок, которые регулируют рост растений, обеспечивая тем самым увеличение их продуктивности. Впрочем, такие регуляторы сегодня
3 Требования к качеству, правила упаковки, маркировки, хранения и транспортировки товаров бытовой химии
Одним из руководящих документов в сфере производства и реализации товаров бытовой химии можно назвать СТБ 1044-97. Стандарт устанавливает единые требования к приемке, упаковке, маркировке, транспортированию и хранению товаров бытовой химии (ТБХ).
Стандарты и нормы определяют ряд показателей качества, которым должна соответствовать продукция
Маркировка
Химический состав, цвет, запах, и другие показатели должны соответствовать требованиям стандарта.
Раздел Правил розничной торговли непродовольственными товарами определяет особенности продажи химических средств защиты растений; удобрений минеральных (дальше - товары бытовой химии).
Маркировка товаров бытовой химии предусматривает наличие информации о наименовании предприятия-производителя, его адресе, товарном (фирменный) знаке, названии изделия, массе нетто или вместимости, номере партии, сроки годности, назначения и способа применения товара, условий хранения, предупреждающих надписей и мер предосторожности, дате изготовления, обозначения нормативного документа.
Маркировочные данные размещаются на этикетках или на упаковке.
На упаковке ядовитых или огнеопасных товаров должны быть предупреждающие надписи: «Яд»; «Огнеопасно»; «Беречь от огня»; «Не распылить около открытого огня»; «Оберегать от попадания в глаза» и тому подобное, а также информация о правилах и условиях безопасного их использования.
Субъекты хозяйствования осуществляют хранение и продажу товаров бытовой химии в торговых помещениях с учетом их состава и назначения при условии, что ядовитые товары сохраняются отдельно от остальных. Все товары бытовой химии должны иметь аннотации с информацией о потребительских свойствах товара.
В торговом (демонстрационному) зале товары бытовой химии размещают за группами на пристенных и островных горках, прилавках, в контейнерах и на другом оборудовании.
Запрещается продажа товаров без информационных этикеток, с истекшим сроком годности, товаров в поврежденной упаковке, а также опасных товаров бытовой химии (ядохимикатов, огнеопасных веществ и тому подобное) без должного предупредительной маркировки и информации о правилах и условиях их использования.
4 Организация продажи товаров бытовой химии на примере магазина «Рублевский», г. Минск
4.1 Торгово-организационная характеристика магазина «Рублевский», г. Минск
Универсам «Айсберг» хозяйствующий субъект в сфере торговли, созданный для закупки и реализации товаров и в целях удовлетворения разного рода потребностей населения и получения при этом прибыли.
По функциональным особенностям данное торговое предприятие является стационарным. Руководитель предприятия Сухарев С. В, универсам «Айсберг» (отдел бытовой химии) имеет площадь 40 кв.м. Торговый объект основан в 2013 году. Универсам расположен в городе Минск по улице Королева, 15, чем имеет очень выгодное положение, так как находится вблизи остановки, являющейся центром большого скопления людей.
Универсам специализируется на бытовых, косметических, электрических, хозяйственных товарах, постельное и нижнее белье и товарах личной гигиены. Магазин новой конструкции, оснащен видеокамерами, противопожарной сигнализацией и современной техникой. Имеется торговый зал и одно небольшое складское помещение. Через него ведется приемка продукции, а также хранится тара и запас товаров, осуществляется подготовка товаров к продаже. Кроме того, помещение для приемки товаров имеют кратчайшую связь с торговым залом, для быстрой и легкой доставки товаров в зал.
Внутри магазина есть вода, освещение искусственное, но за счет окон солнечный свет также попадает в магазин. Полы выложены плиткой. В темное время суток в качестве освещения используется фонарь, расположенный над входом. Единственным недостатком является то, что площадь магазина не обеспечивает свободное движение покупателей, т. е. при большом скоплении людей в магазине становится тесно.
Складской учет и учет реализации товаров ведется в электронном виде путем сканирования. Товар реализуется методом самообслуживания. Организованно отдельное хранение легковоспламеняющихся товаров.
Следует отметить что у магазина очень удобный подъезд и есть небольшая площадка для стоянки автомобилей.
Над входом установлена вывеска с его названием. Режим работы с 9:00 до 20.00.
Продавцы одеты в спец. одежду, вежливо и культурно обслуживают покупателей. Персонал работает по сменам – 3 дня через 3. В каждой смене администратор, контролер, 2 кассира, 3 продавца, уборщица и грузчик.
В данном торговом объекте каждый сотрудник занимается непосредственно своими прямыми обязанностями.
Заключение
В ходе выполнения работы было установлено, что средства бытовой химии являются одним из наиболее востребованных среди населения РБ товаров.
Группа средств по уходу за садом и огородом пользуется спросом, особенно в весенне-летний период.
В последнее время продукция отечественной бытовой химии отличается высокими потребительскими качествами. Это обусловлено внедрением на большинстве предприятий химической отрасли новых технологий и импортных автоматизированных поточных линий.
Правительством РБ осуществляется ряд мер по поддержке отечественных производителей и защите потребителей от импорта низкокачественной и поддельной продукции из России, Молдовы и Украины. Этому способствуют действующие на территории РБ ГОСТы, СТБ и санитарно-гигиенические нормы.
На территории РБ осуществляется контроль качества реализуемой продукции, обеспечиваемый маркировкой изделий.