1. Философия как форма осмысления национальных культурных традиций. Основные этапы развития философской мысли Беларуси
2. Эволюция представлений об обществе в истории философской мысли
3. Трансформация форм правительственной власти в Беларуси
4. Регионы Беларуси. Современные три уровня деления в РБ
Список литературы
1. Философия как форма осмысления национальных культурных традиций. Основные этапы развития философской мысли Беларуси
В национальной белорусской идее воплощается историческое стремление белорусского народа к свободе, самостоятельности и благосостоянию, сохранению и развитию белорусской науки, белорусского языка и белорусского государства, гуманистических перспектив и гражданской ответственности за будущее страны.
Формирование белорусской идеи как систематизированного обобщения национального самосознания, имеет глубинные корни и представлено, как в рационализированной, социально-философской и общественно-политической форме, так и в образно-типизационном, художественно-литературном выражении. Суть ее заключается в осмыслении бытия белорусского этноса, исторического наследия и борьбы белорусского народа, его национальной идентичности и самости, генетических истоках исторического предназначения, идей сосуществования, основаниях уникальности, особенностях национального характера, геополитического положения и роли в глобализационных процессах современности. Становлению белорусской идеи способствовали ассимиляция духовного опыта западноевропейской и русской традиций в культуре Беларуси, социально-философские и гуманистические идеи в белорусской философии (Ф. Скорина, С. Будный, С. Полоцкий), развитие философско-белорусского самосознания в ХХ в. (А. Гарун, Н. Абдиралович-Канчевский и др.), философско-публицистические выступления и произведения (К. Калиновский, Я. Колас, М. Богданович, Ф. Богушевич, Я. Купала, В. Ластовский) [4].
Мощная волна национального возрождения взламывает старые формы, раскрывает тайны о начале белорусской государственности, исторических событиях и личностях, "белых" пятнах национального самоутверждения и самоидентификации, утверждает величие нашего прошлого и обосновывает веру в будущее белорусского народа, как уникального субъекта истории и органического компонента европейской и мировой цивилизации.
2. Эволюция представлений об обществе в истории философской мысли
Со времен античности социальная проблематика составляла важную часть любой зрелой философской системы. Разумеется, каждая теория, каждый трактат несли на себе печать собственной эпохи и были в определенной степени исторически ограничены. Ограничены, но не наивны, как зачастую оценивали их мыслители последующих эпох (например, марксизм). Не считаться с наработками прошлого невозможно. И.Ньютон скромно говорил о себе как о «пигмее, стоящим на плечах гигантов», тоже можно сказать и об изучении общества современной социальной философией. Поэтому, приступая к изучению настоящего параграфа, следует помнить, что независимо от того, является исследователь сторонником или противником той или иной социальной концепции, важно придерживаться золотого правила – принципа историзма и научной объективности.
Социальные идеи высказывались философами с древнейших времен (например, идеи Пифагора и Сократа), однако рассмотрение социально-философской проблематики обычно начинают с изучения Платона, который взгляды на общество и государство превратил в последовательную и всеобъемлющую систему. В своем учении об идеальном государстве, Платон опирается на своё учение о вечных идеях. Мудрецы - правители этим государством управляют, войны его защищают, а землевладельцы, ремесленники и торговцы - содержат. В каждом государстве, указывал Платон, существуют враждующие между собой стороны – это богатые и бедные, но в его идеальном государстве это противоречие должно исчезнуть. Интереса заслуживают рассуждения Платона о разновидностях форм правления полисом. Мыслитель выстраивает следующую последовательность:
А. Аристократия (власть мудрецов) – вершина социально-экономической организации общества, форма, стоящая строго отдельно от остальных четырех (предложенных Платоном);
3. Трансформация форм правительственной власти в Беларуси
Что касается формы правления в Республике Беларусь, то уже из самого названия государства можно определиться с изначальной категорией – республиканской формой правления (ст. 1 Конституции) [5]. Конкретную разновидность данной формы можно определить путем анализа конституционно-правовых норм, а также реальной расстановки политических сил в государстве.
Важное влияние на конституционный процесс имело принятие Декларации о суверенитете БССР. 20 июня 1990 г. по предложению депутата Н.И. Дементея Верховный Совет включил в повестку дня первой сессии Верховного Совета XII-го созыва вопрос о Декларации о государственном суверенитете БССР и создал соответствующую комиссию по подготовке проекта Декларации [19].
Декларация провозгласила «полный государственный суверенитет Белорусской ССР как верховенство, самостоятельность и полноту государственной власти республики в границах ее территории, правомочность ее законов, независимость республики во внешних отношениях». На территории Белорусской ССР устанавливалось верховенство Конституции Белорусской ССР и законов Белорусской ССР.
25 августа 1991 года Декларация о государственном суверенитете получила статус конституционного закона, на основании которого были внесены изменения и дополнения в Конституцию 1978 года. Новая Конституция Республики Беларусь была принята 15 марта 1994 года.
Реализовав свое право на независимость, Республика Беларусь (решение о переименовании БССР в Республику Беларусь было принято Верховным Советом БССР 19 сентября 1991 года) приступила к строительству суверенного государства, проведению самостоятельной внешней политики, направленной на укрепление независимости, включение в общеевропейские процессы, активизацию сотрудничества с соседними странами и мировыми державами.
4. Регионы Беларуси. Современные три уровня деления в РБ
Административно-территориальное деление Белоруссии определяется Законом Белоруссии от 5 мая 1998 года № 154-З «Об административно-территориальном делении и порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Беларусь» [6].
Согласно этому закону, административно-территориальными единицами Белоруссии являются:
• Первый уровень:
— столица Белоруссии (статус города Минска определяется законом)
— области (белор. вобласць);
• Второй (базовый) уровень:
— города областного подчинения (белор. горад абласнога падпарадкавання) — с численностью населения не менее 50 тыс. чел., являющиеся административными и крупными экономическими и культурными центрами, с развитой производственной и социальной инфраструктурой (этот статус могут иметь города с меньшим населением, имеющие важное промышленное, историческое значение, перспективы дальнейшего развития и роста численности населения);
— районы (белор. раён);
• Третий (первичный) уровень:
— города районного подчинения (белор. горад раённага падпарадкавання) — с численностью населения более 6 тыс. чел., имеющие промышленные предприятия, сеть учреждений социально-культурного и бытового назначения, с перспективами дальнейшего развития и роста численности населения;
— посёлки городского типа:
— городские посёлки (белор. гарадскія пасёлкі) — с численностью населения более 2 тыс. чел., имеющие промышленные и коммунальные предприятия, социально-культурные учреждения, предприятия торговли, общественного питания, бытового обслуживания;
1. Енгибарян, Р. В. Теория государства и права: Учебное пособие / Р.В. Енгибарян, Ю.К. Краснов – 2-e изд., пересмотр. и доп. – Издательство: Норма, 2015. – с. 576.
2. Зеньковский В.В. История русской философии. В 2-х. томах. / В.В. Зеньковский. – Ростов-на-Дону: “Феникс”, 1999. – 544с.
3. История философии: Учеб. для студентов философских и соц.-гуманит. специальностей вузов / А.А. Бородич, А.В. Бодаков, Н.Н. Беспамятных и др. – Мн.: Новое знание, 2012. – 998 с.
4. Козел А.А. Философская мысль Беларуси / А.А. Козел. – Мн.: Амалфея, 2004. – 352 с.
5. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). Минск: Амалфея, 2005. – 48 с.
6. Об административно-территориальном устройстве Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 05 мая 1998 г., № 154-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 31.12.2014 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2015.
7. Общая теория государства и права: учебник / А.Ф. Вишневский, К.А. Горбаток, В.А. Кучинский, под. ред. В.А. Кучинского; М-во внутр. дел Респ. Беларусь, учреждение образование Акад. М-ва внутр. дел Респ. Беларусь. – Минск: Акад. МВД, 2013. – 479 с.
8. Спиркин А.Г. Философия: Учеб. / А.Г. Спиркин. – М.: Гардарики, 2001. – 736 с.