ВВЕДЕНИЕ
Существование человека теснейшим образом связано с окружающей природной средой и невозможно без нее. С развитием науки, техники, образования, всего того, что принято называть научно-техническим и социальным прогрессом, эта зависимость не стала меньше.
Вопросы защиты окружающей среды, её восстановление обусловило создание и развитие такой отрасли права, как экологическое. Экологическое право занимает немаловажное место среди остальных отраслей права.
Так, экологическое право – отрасль права в правовой системе Республики Беларусь. Место этой достаточно новой и постоянно развивающейся отрасли в системе права Беларуси обусловлено ее предметом, особенностями присущего ей метода правового регулирования, а также принципами, на которых она основывается.
Составной частью экологического права – это организационно-правовое обеспечение охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Данная функция в основном ложится на компетентные государственные органы.
Цель выполнения данной работы – это изучение и углубления знаний об экологическом праве как отрасли права и экологических правоотношениях, а также о правовом обеспечении охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Соответственно, задачи были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть экологическое право как отрасль права;
- исследовать экологические правоотношения;
- проанализировать правовое обеспечение охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;
- решить задачу.
Вопрос 1. Экологическое право как отрасль права. Экологические правоотношения.
Термин «экология» возник в конце XIX в. Впервые в научную терминологию слово «экология» было введено немецким ученым-биологом Геккелем в 1886 г. и имело сферу своего применения только в рамках науки биологии.
Поскольку любые общественные отношения должны осуществляться посредством правового регулирования. И сегодня экологическое право является самостоятельной юридической дисциплиной, одной из отраслей права, прошедшей свой этап формирования и развития. Кроме того, экологическое право является наукой и учебной дисциплиной.
Экологическое право как отрасль права можно определить как совокупность правовых норм, регулирующих общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах сохранения и рационального использования окружающей природной среды для настоящих и будущих поколений.
Экологическое право как отрасль законодательства включает определенным образом систематизированные нормативные правовые акты, содержащие нормы права, регулирующие экологические отношения.
Теоретико-правовое обоснование оптимального правового регулирования экологических отношений осуществляется в рамках экологического права как отрасли юридической науки, которая призвана изучать закономерности правового обеспечения экологических отношений и формировать истинное научное знание о таких закономерностях.
Вопрос 2. Организационно-правовое обеспечение охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Охрана окружающей среды представляет собой деятельность государственных органов, общественных объединений, иных юридических лиц и граждан, направленную на сохранение и восстановление природной среды, рациональное (устойчивое) использование природных ресурсов и их воспроизводство, предотвращение загрязнения, деградации, повреждения, истощения, разрушения, уничтожения и иного вредного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и ликвидацию ее последствий.
Для обеспечения охраны окружающей среды, экологической безопасности и рационального использования природных ресурсов существенное значение имеет наличие закрепленных в законодательстве средств, при помощи которых достигается результативное воздействие на общественные отношения.
Основными организационно-правовыми механизмами охраны окружающей среды, реализующими экологический императив, являются:
- планирование в области охраны окружающей среды и природопользования;
- нормирование и стандартизация в области охраны окружающей среды;
- лицензирование в области охраны окружающей среды;
- мониторинг окружающей среды;
- учет в области окружающей среды и использования природных ресурсов;
- оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС);
- экологическая экспертиза;
- экологическая сертификация;
- контроль в области охраны окружающей среды и природопользования;
- экологический аудит;
Задача
Решением райисполкома из частной собственности гражданина И.И.Иванова был изъят земельный участок, предназначенный под строительство и обслуживание жилого дома. В решении, в частности, указывалось следующее: И.И.Иванов купил незастроенный земельный участок в 2001 г, до настоящего времени к застройке не приступил, участок им не обрабатывался, зарос кустарниками и сорняками, вид участка портит эстетический вид улицы.
Законно ли решение райисполкома? Изложите правовой механизм изъятия земельного участка в данной ситуации?
Согласно п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 7 февраля 2006 г. № 87 г. (далее – Указ № 87) строительство капитальных строений в виде жилого дома, дачи на земельных участках, предоставленных в установленном порядке до 1 апреля 2006 г. для строительства и обслуживания жилого дома, для дачного строительства, должно быть завершено гражданином в течение трех лет с даты вступления в силу настоящего Указа.
Для целей Указа № 87 завершением строительства жилого дома, дачи считается возведение фундамента, стен и крыши дома независимо от ввода таких домов, дач в эксплуатацию.
Участок И.И. Иванову был предоставлен в 2001 году, соответственно, строительство на участке он должен был завершить в 2009 году, однако на момент 2020 года строительство не было завершено.
Соответственно, решение райисполкома в отношении изъятия дома из частной собственности И.И. Иванова является законным.
п. 2 Указа № 87 предусматривает следующий механизм процедуру изъятия участков из частной собственности по причине незавершенного строительства:
1) местные исполнительные и распорядительные органы проводят работу по выявлению не завершенных строительством незаконсервированных жилых домов, дач, сроки строительства которых превышают предусмотренные;
2) местные исполнительные и распорядительные органы выносят предписание собственнику земельного участка о необходимости в течение шести месяцев со дня получения этого предписания завершения строительства таких дома, дачи либо их консервации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате исследования, проведённого в данной работе, были решены поставленные задачи, и автор работы приходит к следующим выводам:
1. Экологическое право – совокупность правовых норм, регулирующих общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах сохранения и рационального использования окружающей природной среды для настоящих и будущих поколений.
Предмет экологического права состоит из природоохранных и природоресурсных отношений, а также нормы других самостоятельных отраслей права, обслуживающие общественные отношения, связанные с охраной окружающей среды, объединяемые задачей защиты окружающей среды. Для экологического права характерно использование императивного и диспозитивного метода правового регулирования.
2. Экологические правоотношения – урегулированные нормами права общественные отношения, возникающие в сфере взаимодействия общества с окружающей средой.
3. Охрана окружающей среды представляет собой деятельность государственных органов, общественных объединений, иных юридических лиц и граждан, направленную на сохранение и восстановление природной среды, рациональное (устойчивое) использование природных ресурсов и их воспроизводство, предотвращение загрязнения, деградации, повреждения, истощения, разрушения, уничтожения и иного вредного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и ликвидацию ее последствий.
В результате решения задачи была проанализирована ситуация, связанная с изъятием земельных участков с не завершенным незаконсервированным строительством, а также исследован механизм изъятия таких участков.