1 Основы законодательства об охране труда в Республике Беларусь
2 Производственная пыль и защита от нее
3 Техника безопасности при эксплуатации лесов и подмостей
Список используемой литературы
1 Основы законодательства об охране труда в Республике Беларусь
Основные принципы государственной политики в области охраны труда – это приоритет жизни и здоровья работников на протяжении их производственной деятельности, обеспечение гарантий права работников на охрану труда.
В функции государства входит принятие законов и нормативных правовых актов, направленных на совершенствование правоотношений в области охраны труда. Министерства и ведомства разрабатывают единые нормативные требования в области безопасности и гигиены труда. Государство осуществляет надзор и контроль за соблюдением законодательства по вопросам охраны труда.
Таким образом, цель государственной политики в области охраны труда – сохранение жизни и здоровья граждан в процессе трудовой деятельности.
Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:
1) государственное управление деятельностью в области охраны труда;
2) установление единых нормативных требований в области безопасности и гигиены труда;
3) комплексное решение задач обеспечения здоровых и безопасных условий труда;
4) организация научно-исследовательских работ по вопросам безопасности и гигиены труда;
5) участие государства в финансировании республиканских программ по улучшению условий и охраны труда;
6) проведение налоговой политики, стимулирующей создание здоровых и безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, эффективных средств защиты;
7) взаимодействие и сотрудничество органов государственного управления с нанимателями и профессиональными союзами в разработке и реализации государственной политики в области охраны труда;
8) обеспечение социально-экономической защиты прав работников в области охраны труда; подготовка специалистов, обучение и повышение квалификации работников по вопросам охраны труда;
9) организация государственной статистической отчетности, создание системы информации и мониторинга о состоянии условии и охраны труда;
10) международное сотрудничество при решении проблем охраны труда.
Государственное управление охраной труда направлено на создание здоровых и безопасных условий труда у нанимателя; защиту прав и законных интересов работников и др.
2 Производственная пыль и защита от нее
Пылью называют мельчайшие частицы твердого вещества, которые могут находиться в воздухе во взвешенном состоянии.
Различают пыли неорганические (металлические, минеральные – асбестовая, кварцевая, наждачная и др.) и органические (растительная пыль – древесная, хлопковая, льняная и т. п., а также животная – шерстяная и др.).
Пыль может оказывать на организм человека токсическое, раздражающее и фиброгенное действие.
Поражающее действие пыли во многом определяется ее дисперсностью (размером частиц пыли), формой частиц, твердостью, волокнистостью, электрозаряженностью, растворимостью и др. Решающее влияние на степень поражения организма человека имеют концентрация пыли и продолжительность ее воздействия.
Вредность производственной пыли обусловлена ее способностью вызывать профессиональные заболевания. Твердые пылинки с острыми краями могут вызвать травмы глаз. Запыление глаз приводит к развитию конъюнктивита и изменению роговицы. В сочетании с другими вредными производственными факторами (повышенная или пониженная температура и влажность воздуха и др.) вредное действие пыли усиливается.
Попадающие в организм человека химические вещества и пыль приводят к нарушению здоровья лишь в том случае, если их количество в воздухе рабочей зоны превышает определенную для каждого вещества величину. Поэтому для предупреждения профессиональных заболеваний необходимо установить предельно допустимые концентрации вредных веществ.
Под предельно допустимой концентрацией (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны понимают концентрацию, которая при ежедневной регламентированной продолжительности рабочего времени в течение всего трудового стажа не приводит к снижению работоспособности и заболеванию как в период трудовой деятельности, так и к заболеванию в последующий период жизни, а также не оказывает неблагоприятного влияния на здоровье потомства.
Самым радикальным средством защиты работающего от вредных веществ и пыли является полное исключение контакта с ними путем комплексной механизации и автоматизации производственных процессов.
Большой эффект дает разработка новых технологических процессов, исключающих использование вредных веществ.
Снижению поступления в воздух рабочей зоны вредных веществ способствуют улучшение герметизации оборудования, ведение процесса в вакууме, применение замкнутых технологических циклов.
Уменьшению выделения пыли способствуют замена сухих способов переработки пылящих материалов мокрыми, дистанционное управление технологическими процессами, вынесение их в изолированные помещения, надлежащая работа вентиляции.
3 Техника безопасности при эксплуатации лесов и подмостей
Неинвентарные деревянные леса и подмости изготавливаются в соответствии с проектной документацией. Все основные элементы лесов и подмостей рассчитываются на прочность, а леса и подмости - на устойчивость.
Средства подмащивания - леса, не обладающие собственной расчетной устойчивостью, должны быть прикреплены к зданию способами, указанными в технической документации изготовителя (инвентарные леса) или в организационно-технологической документации на производство работ.
При отсутствии особых указаний в ППР или инструкции изготовителя крепление лесов к стенам зданий должно осуществляться не менее чем через один ярус - для крайних стоек, через два пролета - для верхнего яруса и не менее одного крепления на каждые 50 м2 проекции поверхности лесов на фасад здания.
Не допускается крепить средства подмащивания к парапетам, карнизам, балконам и другим выступающим частям зданий и сооружений.
Средства подмащивания, расположенные вблизи проездов транспортных средств, должны быть ограждены отбойными брусьями с таким расчетом, чтобы они находились на расстоянии не менее 0,6 м от габарита транспортных средств.
Воздействие нагрузок на средства подмащивания в процессе производства работ не должно превышать расчетных согласно проектной документацией или техническим условиям. В случае необходимости передачи на леса и подмости дополнительных нагрузок их конструкция должна быть проверена на эти нагрузки.
В местах подъема работающих на леса и подмости должны быть установлены схемы размещения и величин допускаемых нагрузок, а также схемы эвакуации работающих в случае возникновения аварийной ситуации.
Соединение щитов настилов внахлестку допускается только по их длине, причем концы стыкуемых элементов должны быть расположены на опоре и перекрывать ее не менее чем на 0,2 м в каждую сторону.
Леса и подмости высотой до 4 м допускаются в эксплуатацию только после их приемки линейным руководителем работ и регистрации их в журнале приемки и осмотра лесов и подмостей, а леса выше 4 м - после приемки комиссией, назначенной руководителем строительно-монтажной организации, и оформления акта приемки.
Акт приемки лесов утверждается главным инженером (техническим директором) организации, принимающей леса в эксплуатацию. Не допускается выполнение работ с лесов до утверждения акта.
При приемке лесов и подмостей должны быть проверены: наличие связей и креплений, обеспечивающих устойчивость, узлы крепления отдельных элементов, наличие рабочих настилов и ограждений, вертикальность стоек, надежность опорных площадок и заземление (для металлических лесов).