Вопрос 1.
Вопрос 2.
Задача 1.
Задача 2.
Список использованных источников
Вопрос 1. Понятие и виды административно-правового принуждения.
Ответ: В общепринятом понимании принуждение – управленческое воздействие, имеющее место в общесоциальных отношениях, которое есть во всяком человеческом общежитии. Принуждение вызвано потребностями самой жизни, целенаправленной совместной деятельностью людей, необходимым спутником которой является власть. Власть осуществляется путем воздействия на волю людей, а непосредственной ее целью является желаемое поведение людей, их деятельность, соответствующая управленческим командам. Без соответствующей волевой регламентации поведения субъектов не может существовать человеческое общество. Подчинение воли подвластных воле субъекта управления достигается различными путями и средствами, одним из которых является принуждение. Посредством принуждения подавляются, тормозятся антисоциальные, противостоящие общественной или иной воле мотивы поступков человека, ограничивается свобода его действий, стимулируется желаемое поведение. Принуждение – это многоаспектное социально-правовое явление. Существуют различные подходы к рассмотрению его содержания: философский, психологический (волевой), социальный (управленческий), юридический (правовой). В своей совокупности они дают возможность глубже понять содержание государственного принуждения как вида социального принуждения и правового явления, его социальную роль и назначение в демократическом правовом государстве.
Государственное принуждение – это не только метод (способы, приемы воздействия на поведение людей), но и специфическая деятельность специально уполномоченных субъектов; основанное на организованной силе, осуществляемое специальным аппаратом воздействие на поведение людей, ограничивающее самоопределение в целях подчинения их поведения воле государства; опосредованное правом принуждение, которое осуществляется государственно-властными органами и их представителями. Оно проявляется и реализуется через деятельность структурно организованных, профессионально подготовленных и постоянно функционирующих государственных органов, имеющих в своем распоряжении специальные силы и средства. Представление о правовом государстве ассоциируется с двумя факторами: порядком в обществе и защищенностью гражданина. Принуждение необходимо для охраны правопорядка, интересов граждан и организаций, создания нормальных условий для деятельности государственного аппарата.
Вопрос 2. Обстоятельства, подлежащие доказыванию по делу об административном правонарушении.
Ответ: По делу об административном правонарушении подлежат доказыванию:
1) наличие деяния, предусмотренного Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (время, место, способ и другие обстоятельства совершения административного правонарушения);
2) виновность физического лица в совершении административного правонарушения;
3) виновность юридического лица в случае, когда статьей Особенной части Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрена ответственность юридического лица;
4) характер и размер вреда, причиненного административным правонарушением, а также иные обстоятельства, влияющие на вид и размер административного взыскания, налагаемого на лицо, совершившее административное правонарушение;
5) иные обстоятельства, имеющие значение для принятия правильного решения по делу об административном правонарушении.
По делу об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, кроме того, подлежат установлению следующие обстоятельства:
1) возраст несовершеннолетнего (число, месяц, год рождения);
2) наличие совершеннолетних соучастников административного правонарушения.
Не подлежат доказыванию факты, установленные вступившим в законную силу приговором по уголовному делу, решением суда по гражданскому или экономическому делу.
Задача 1.
Студент А. за безбилетный проезд в городском автобусе был лишен стипендии на один месяц.
Дайте оценку принятому решению.
Ответ: в данном случае действия администрации учреждения образования неправомерны. Так как студент подлежит административной ответственности по ч.1 ст.18.30 КоАП Республики Беларусь, и соответственно, должен понести ответственность в виде штрафа, который последний уплачивает в доход государства. Однако, данное правонарушение не имеет никакого отношения к учреждению образования.
Так, согласно ст. 6.2 КоАП Республики Беларусь за совершение административных правонарушений применяются следующие виды административных взысканий:
1) предупреждение;
2) штраф;
3) исправительные работы;
4) административный арест.
Задача 2.
Гражданин Д. в связи с переходом улицы в неположенном месте был задержан в 10.00 и содержался в помещении РОВД до 15.00.
Дайте оценку действиям сотрудников РОВД.
Ответ: в данном случае действия сотрудников РОВД незаконны, так как согласно ст. 8.2 ПИКоАП Республики Беларусь административное задержание не может превышать 3-х часов (за исключением некоторых случаев), и должно быть обоснованно. Ввиду того, что переход дороги в неположенном месте не является серьезным административным проступком, то и протокол об административном правонарушении составляется на месте, а соответственно, задержание является незаконным.
Административное задержание физического лица применяется в целях:
1) пресечения противоправной деятельности;
2) составления протокола об административном правонарушении, если составление его на месте выявления (совершения) административного правонарушения не представляется возможным.
1 Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях Республики Беларусь от 21 апреля 2003 г. № 194-З с изменениями и дополнениями // Консультант Плюс:Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020 г.
2 Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 20 декабря 2006 г. № 194-З с изменениями и дополнениями // Консультант Плюс:Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020 г.
3 Административное право в 2 ч. Ч.2. административно-деликтное и процессуально-исполнительное право / И. В. Козелецкий и др., под ред. И. В. Козелецкого, А. И. Сухарковой– Минск. – Академия МВД, 2013. – 438 с.
4 Василевич, C. Г. Теория и практика наложения административных взысканий материального характера по законодательству Республики Беларусь / С. Г. Василевич. – Минск: Право и экономика, 2011. – 194 с.