1. Понятие административной ответственности и её отличие от дисциплинарной и уголовной ответственности.
2. Обжалование действий и решений судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс.
Задача 1.
Задача 2.
1. Понятие административной ответственности и её отличие от дисциплинарной и уголовной ответственности.
Согласно ст. 4.1 КоАП Республики Беларусь, административная ответственность выражается в применении административного взыскания к физическому лицу, совершившему административное правонарушение, а также к юридическому лицу, признанному виновным и подлежащему административной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом.
Административная ответственность основывается на принципах законности, равенства перед законом, неотвратимости ответственности, виновной ответственности, справедливости и гуманизма.
Привлечение и освобождение от административной ответственности осуществляются не иначе как по постановлению (решению) компетентного органа (должностного лица) и на основании КоАП Республики Беларусь.
Административная ответственность отличается от иных видов юридической ответственности своим характером, то есть содержанием. Содержание ее образуют административные взыскания, являющиеся мерами административной ответственности. Некоторые из них в определенной мере схожи с уголовными наказаниями, например, штраф, исправительные работы, административный арест. Между тем, эти меры как административные взыскания менее суровы по сравнению с уголовными.
Административный арест как мера административной ответственности выражается в лишении свободы, существует лишение свободы и как мера уголовного наказания. Вместе с тем, административный арест не может превышать пятнадцати суток, а лишение свободы по уголовному праву может устанавливаться на срок от шести месяцев до десяти лет, за особо тяжкие преступления до пятнадцати лет, а за особо тяжкие преступления, сопряженные с умышленным посягательством на жизнь человека, – до двадцати пяти лет.
2. Обжалование действий и решений судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс.
Порядок обжалования действий и решений судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, закреплен в главе 7 ПИКоАП Республики Беларусь. Действия и решения судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, кроме постановления по делу об административном правонарушении, вынесенного в порядке, предусмотренном главой 11 ПИКоАП Республики Беларусь, могут быть обжалованы в установленном ПИКоАП Республики Беларусь порядке участниками административного процесса, а также иными юридическими и физическими лицами, если производимые процессуальные действия и решения затрагивают их права и законные интересы.
Действия и решения должностного лица органа, ведущего административный процесс, могут быть обжалованы вышестоящему должностному лицу, в вышестоящий государственный орган, прокурору или в суд. Жалоба, поступившая после направления дела об административном правонарушении в суд, орган, ведущий административный процесс, уполномоченные его рассматривать, рассматривается вместе с делом об административном правонарушении.
Действия и решения судьи могут быть обжалованы председателю суда. Действия и решения председателя суда могут быть обжалованы председателю вышестоящего суда.
Административное задержание физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, может быть обжаловано прокурору или в районный (городской) суд.
Задача 1.
Рабочие У. и П. в выходной день, будучи в нетрезвом состоянии, зашли на территорию своего предприятия. Охранники задержали их и составили протоколы о появлении в общественном месте в нетрезвом состоянии.
Какая может наступить ответственность и какие органы вправе привлечь их к ответственности?
Решение:
Статья 17.3 КоАП Республики Беларусь устанавливает ответственность за:
1. Распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива на улице, стадионе, в сквере, парке, общественном транспорте или в других общественных местах, кроме мест, предназначенных для употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, либо появление в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, – влекут наложение штрафа в размере до восьми базовых величин.
2. Нахождение на рабочем месте в рабочее время в состоянии алкогольного опьянения – влечет наложение штрафа в размере от одной до десяти базовых величин».
Однако отметим, что в первом случае появление в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения должно оскорблять человеческое достоинство и общественную нравственность. В условиях задачи не прослеживается, что рабочие каким-то образом нарушали человеческое достоинство и общественную нравственность.
Задача 2.
Гражданин М. 7 мая сделал пристройку к дому с нарушением правил строительства. 13 июня начальник отдела по гражданству и миграции при проверке соблюдения правил паспортной системы обнаружил это и сообщил в райисполком. Главный архитектор района составил протокол о самовольном строительстве и 25 июня передал в административную комиссию для привлечения М. к ответственности.
Как должна поступить административная комиссия?
Решение:
Согласно ст. 21.12 КоАП Республики Беларусь, самовольное строительство жилых домов, производственных, хозяйственных, культурно-бытовых или иных строений и сооружений – влечет наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя – от двадцати до ста базовых величин, а на юридическое лицо – до пятисот базовых величин.
1 Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 г., 194-З: принят Палатой представителей 17 декабря 2002 года: одобрен Советом Республики 2 апреля 2003 года: с изм. и доп. от 18 декабря 2019 г. [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
2 Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 20 декабря 2006 г., № 194-З: принят Палатой представителей 9 ноября 2006 года: одобрен Советом Республики 1 декабря 2006 года: с изм. и доп. от 18 декабря 2019 г. [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
3 Административное право. Ч. 2. Административно-деликтное право. Особенная часть. / под общ. ред. А.Н. Крамника. Минск: Изд.центр БГУ, 2012. – 394 с.
4 Козелецкий, И.В. Административное право в 2 ч. Ч.2. административно-деликтное и процессуально-исполнительное право / И.В. Козелецкий и др., под ред. И.В. Козелецкого, А.И. Сухарковой. – Минск: Академия МВД, 2013. – 438 с.
5 Василевич, Г.А. Административно-деликтное право / Г.А. Василевич, С.Г. Василевич, С.В. Добриян. – Минск: «Адукацыя і выхаванне», 2013. – 648 с.
6 Василевич, C.Г. Теория и практика наложения административных взысканий материального характера по законодательству Республики Беларусь / С.Г. Василевич. – Минск: Право и экономика, 2011. – 194 с.
7 Крамник А.Н. Административное право. Часть 3. Процессуально-исполнительное право: учеб. пособие / А.Н. Крамник. – Минск: Изд. центр БГУ, 2011. – 237 с.