1 .Изучите и проанализируйте "Примерное положение о Территориальном центре социального обслуживания населения" (составьте конспект по источникам №1, 2)
источник 1 - Об утверждении Положения об учреждениях социального обслуживания. Постановление Министерства труда и социальной защиты РБ от 10 января 2013 г. № 5 (см. раздел Положение о ТЦСОН, стр. 20-23
источник 2 - О некоторых вопросах оказания соц. услуг государственными организациями, оказывающими социальные услуги. Постановление Министерства труда и социальной защиты РБ от 26.01.2013 № 11// Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь 26.04.2013, 8/ 27424)
2. Изучив рекомендуемую литературу, опыт работы ТЦСОН республики (используйте интернет-ресурсы), нормативно-правовую базу подготовьте сообщение «Инновации в социальном обслуживании населения в Беларуси
Задание 1
Центр является государственным учреждением социального обслуживания, деятельность которого направлена на организацию и оказание социальных услуг гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в формах нестационарного и срочного социального обслуживания, а также содействие активизации собственных усилий граждан по предупреждению, преодолению трудной жизненной ситуации и (или) адаптации к ней.
Центр является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь от 22 мая 2000 года «О социальном обслуживании» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 50, 2/170; Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 26.07.2012, 2/1979), настоящим Положением [1, c. 20], иными актами законодательства Республики Беларусь, в том числе техническими нормативными правовыми актами, уставом центр.
Целью деятельности центра является осуществление организационной, практической и методической работы по оказанию социальных услуг семьям и детям, направленных на реализацию собственного потенциала семьи для ее личностного и социального роста.
Основные задачи и направления деятельности центра:
• мониторинг, анализ и оценка социальной и демографической ситуации, прогнозирование социальных процессов, потребности в социальных услугах и выработка предложений по совершенствованию социального обслуживания семей и детей;
• дифференцированный (по категориям) учет семей и детей, нуждающихся в социальном обслуживании, определение необходимых им форм социального обслуживания, видов социальных услуг;
• комплексное изучение, анализ и практическое решение проблем семей и детей, их социальный патронат;
• оказание гражданам (семьям), находящимся в трудной жизненной ситуации, материальной помощи, консультационно-информационных, социально-педагогических, социально-посреднических, социально-психологических услуг, услуг социального патроната, услуг почасового ухода за малолетними детьми (услуги няни) и иных социальных услуг, вводимых по решению учредителя;
• анализ причин и факторов социального неблагополучия семей и детей; проведение мероприятий, направленных на профилактику семейного неблагополучия;
• осуществление информационно-просветительной работы по актуальным вопросам социального обслуживания семей и детей и социальной политики;
• обобщение и внедрение современных технологий оказания социальных услуг в зависимости от характера нуждаемости и местных социально-экономических и демографических особенностей;
• осуществление методической деятельности;
• осуществление экспериментальной и инновационной деятельности в сфере социального обслуживания населения;
• содействие активизации собственных усилий граждан по предупреждению, преодолению трудной жизненной ситуации и (или) адаптации к ней;
• привлечение к сотрудничеству волонтеров для оказания социальных услуг гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации;
Задание 2. «Инновации в социальном обслуживании населения в Беларуси»
Спрос на социальные услуги сегодня повышается в связи со старением населения, ростом продолжительности жизни и распространенности болезней пожилого и старческого возраста (например, деменции¬), довольно высоким уровнем инвалидности в стране, особенностями рождаемости (ее рост, более поздний возраст матери, использование вспомогательных технологий), высоким уровнем мобильности, урбанизации, а также кризисом семейных ценностей.
Традиционной пока остается стационарная система обслуживания, но ТЦСОН активно открывают отделения дневного пребывания, предлагают надомный сервис. Характеризуя основные тенденции сферы, Н. Милькота отметила, что лидирующая роль государственного сектора в будущем сохранится. Не предполагается при интенсификации сферы социального обслуживания разрушать систему государственных учреждений или отказываться от их стабильного финансирования. Эта база, обеспеченная персоналом и материально-техническими средствами, позволяет государству предоставлять определенные гарантии.
Вместе с тем будет стимулироваться деятельность негосударственных организаций через механизм государственного социального заказа. Общественные организации часто являются носителями нужд узких целевых групп (например, инвалидов по зрению, родители детей с инвалидностью), знают новые формы работы. Пока механизм государственного социального заказа – это только дополнительный компонент в системе соцобслуживания. Общественные организации оказывают услуги группам, имеющим противопоказания к государственному оказанию услуг, или услуги по уникальным технологиям, доступным только некоммерческим организациям, или если мощности государственной системы не хватает для покрытия всей потребности в услуге. В 2017 г. заключено 63 договора по схеме госзаказа, получателями услуг стали 2012 человек. Поддерживать местные инициативы и региональные проекты помогает децентрализованный механизм государственного соцзаказа, позволяющий определять потребность в услуге негосударственной организации на местном уровне.
Планируется развитие надомного обслуживания и стационарозамещающих технологий. Сохраняя всю систему стационарных учреждений, т.е. домов-¬интернатов, государство понимает, что полноценная организация человека возможна только в естественной для него среде. Поэтому деятельность стационарных учреждений сегодня «разворачивается» в сторону индивидуальных услуг. Например, создаются отделения повышенной комфортности в домах-¬интернатах, оказываются услуги краткосрочного проживания (до 1 месяца). Кроме того, стала доступна услуга ухода за детьми-инвалидами («социальная передышка»), обслуживание на условиях ренты, услуга сопровождаемого проживания в большинстве домов-интернатов (речь идет о подготовке совершеннолетних детей к самостоятельной жизни вне стационара).
Акцент в социальном обслуживании смещается от прежней задачи обеспечить минимум в сторону социальной интеграции, развития (сохранения) активности на базе индивидуального подхода. Поэтому внедряются клиент ориентированные формы работы, платное обслуживание. Система в перспективе будет работать не только на тех, кто к ней обратился, но и искать нуждающихся в помощи, чтобы сработать на профилактику, предупредить кризис.