1. Методика отбора воспитательных мероприятий
2. Ошибки при организации и проведении воспитательного мероприятия
Список использованных источников
1. Методика отбора воспитательных мероприятий
Воспитательные мероприятия – это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-нибудь другим для учащихся (воспитанников) с целью непосредственного воспитательного воздействия на них [2, c. 12].
Методика отбора и проведения воспитательной деятельности начинается с всестороннего анализа и составления плана работы. Умение анализировать, изучать результаты своей деятельности, прогнозировать их будущие результаты, планировать конкретные шаги по достижению этих целей – показатели высокого профессионализма педагогов. Грамотно выполненная аналитическая и обучающая программа позволяет увидеть взаимосвязь между воспитательной работой преподавателей и воспитательным уровнем детей, с которыми они проводят эту работу.
Методика отбора воспитательного мероприятия
1. Каждое воспитательное мероприятие является звеном в общей цепи деятельности детского коллектива, направленной на достижение общих целей образования и личностного развития.
2. Воспитательное мероприятие имеет свои цели, их реализация призвана способствовать решению конкретных задач формирования личности обучающегося, а реализация интегрированных методов воспитания –обучению, воспитанию, формированию, развитию.
3. Воспитательное мероприятие представляет собой сложную систему и состоит из ряда взаимосвязанных этапов:
I – этап анализа предшествующей педагогической ситуации и формулировки цели;
II - этап планирования;
III – этап организации;
IV – этап проведения мероприятия;
V - этап подведения итогов (анализ).
2. Ошибки при организации и проведении воспитательного мероприятия
1. Форма мероприятия не соответствует его содержанию.
Например, если основным содержанием мероприятия являются размышления воспитанников о важных жизненных ценностях, то форма игровой шоу-программы помешает в достижении поставленных целей.
2. Форма слишком необычна, непривычна для детей. Например, если Вы разработали деловую игру с множеством правил и условий, которые лично Вам кажутся ясными, логичными и жизненно-правдивыми, то это ещё не значит, что воспитанники сразу разберутся во всех правилах. Возникшая в ходе мероприятия организационная неясность может свести на нет имеющиеся достоинства новизны и оригинальности.
3. Форма избитая, надоевшая или слишком примитивная для детей данного возраста и уровня развития, а значит неинтересная для них.
Из всех форм наиболее распространенной (а значит, и самой посредственной и скучной) в школьной практике является так называемая «беседа», в которой учитель большую часть своего времени что-то рассказывает, а детям лучше спокойно вздремнуть. (Заметим, что если беседа ведется методично и правильно, то она предполагает деятельность ребенка, которая достигается через его участие в беседе. Если такой активности нет, значит, была допущена серьезная ошибка в методе организации диалога.)
4. Содержание не несёт в себе новизны для детей, неинтересно им.
Пример. Если в 6-м классе идет разговор о правилах вежливости, с которыми дети знакомы с самого начала начальной школы, можно ли говорить о новизне и заинтересованности учащихся в содержании деятельности? Дети реагируют на такую ошибку так: «мы это давно знаем и умеем», «мы понимаем, мы не маленькие».
1. Бесова, М.А. Теория и методика воспитательной работы / М.А. Бесова. – Могилев : МГУ им.А.А. Кулешова, 2002. – 32с.
2. Завадская, Ж.Е. Формы воспитательной работы с учащейся молодежью: методика, подготовка и проведение: учебно-методическое пособие / Ж.Е.Завадская, З.В.Артеменко. – Минск : Современная школа, 2010. – 352с.
3. Методика воспитательной работы / Л.А.Байкова, Л.К.Гребенкина, О.В.Еремкина и др.; Под ред. В.А.Сластенина. – М. : Академия, 2002. – 144 с.
4. Планирование воспитательной работы в классе: Метод. пособие / Под ред. Е.И. Степанова. – М. : ТЦ Сфера, 2002. – 128 с.
5. Рожков, М.И Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.И.Рожков, Л.В.Байбородова. М. : ВЛАДОС, 2000. – 256 с.