РАЗДЕЛ 1 МЕТОДИКА «КАРТА ИНТЕРЕСОВ» Е.А. КЛИМОВА
РАЗДЕЛ 2 ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК Е.А. КЛИМОВА
РАЗДЕЛ 3 МЕТОДИКА «ЛИЧНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРСПЕКТИВА» (ЛПП)
РАЗДЕЛ 1 МЕТОДИКА «КАРТА ИНТЕРЕСОВ» Е.А. КЛИМОВА
Методика, разработанная Е.А. Климовым, предназначена для изучения профессиональных интересов учащихся. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначена для подростков и юношей 14 – 17 лет. Исследование проводит педагог-психолог 1 раз в год. Результаты исследования предназначены для заместителей руководителей по учебно-воспитательной работе, преподавателей, воспитателей, кураторов учебных групп, классных руководителей, мастеров производственного обучения, социального педагога. Методика проводится в стандартных условиях учебных заведений (возможна групповая и индивидуальная формы тестирования). Интерпретация результатов проводится в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования.
Методика используется в целях профориентации и при приеме на работу. Может применяться для обследования как подростков, так и взрослых. Хорошие результаты получаются при использовании данной методики в целях профориентации лиц, меняющих профессию. Время обследования испытуемого не ограничено, но следует предупреждать о необходимости работать в течение 40-50 мин.
Инструкция: «У Вас есть возможность продолжить учебу или посту-пить на интересную работу.
Для того, чтобы помочь Вам выбрать профессию, предлагаем пере-чень вопросов.
Подумайте, перед тем, как ответить на каждый вопрос. Постарай¬тесь дать как можно более точный ответ.
Если Вы не раз убеждались, что очень любите или Вам очень нра-вится то, о чем мы спрашиваем, то в листе ответов в графе под тем же номером, что и номер вопроса, поставьте два плюса; если просто нра¬вится (любите) - один плюс; если не знаете, сомневаетесь - ноль; если не нравится (не любите) - минус; если очень не нравится - два минуса.
РАЗДЕЛ 2 ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК Е.А. КЛИМОВА
Инструкция.
Предположим, что после соответствующего обучения Вы сможете выполнять любую работу из перечисленных ниже. Однако если бы Вам пришлось выбирать только из двух возможностей, то какой вид деятельности Вы бы предпочли? Ниже предложено 20 пар утверждений, обозначенных индексами а и б, раскрывающих в краткой форме различные виды деятельности. Внимательно прочитав оба утверждения, знаком «+» отметьте то из них, которое привлекательно для Вас. Можно поставить два знака «+», что отражает еще большую привлекательность данного вида деятельности. Если же оцениваемая работа очень нравится Вам — поставьте три знака «+». Знаком «—» отметьте занятие, которое Вам не нравится. И в этом случае можно ставить два знака « —», а если вид деятельности очень не нравится —то три знака « —».
Обработка и интерпретация результатов
После заполнения «Листа ответов» подсчитывается число знаков «+» в каждом вертикальном ряду (таких рядов пять, в соответствии с типами профессий). Полученное число плюсов записывается в первую из трех пустых строчек внизу листа ответов. Затем аналогичным образом подсчитывается число знаков « - » и их количество записывается во вторую пустую строку листа ответов. После этого по каждому из пяти вертикальных рядов необходимо проделать следующую операцию: из числа плюсов вычесть число минусов и полученный результат записать в последнюю пустую строку внизу листа ответов. Таким образом в этой последней строке может появиться как положительное, так и отрицательное число. Полученный результат является показателем степени выраженности осознанной - склонности к одному из пяти типов профессий, которые и закодированы в опросном листе под буквами Ч, Т, П, 3, X.
РАЗДЕЛ 3 МЕТОДИКА «ЛИЧНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРСПЕКТИВА» (ЛПП)
Методика представляет собой открытый опросник, используемый для обобщённой и целостной оценки (и самооценки) перспектив профессионально и личностного развития.
Целесообразно использовать опросник на первых и последних занятиях с группой. Время процедуры:30 минут.
Инструкция: «Сейчас я буду зачитывать вопросы, а вы должны кратко, 1-2 предложениями, отвечать на них, и по возможности, обосновать свои ответы. Попробуйте отвечать откровенно иначе работа будет неинтересной».
Вопросы:
1. Стоит ли в наше время честно трудиться? Почему?
2. Зачем учиться после школы, ведь можно и так прекрасно устроиться?
3. Когда в нашей стране жизнь станет лучше?
4. Хорошо ли вы знаете мир профессий? Сейчас я назову букву, а вы за 1 минуту должны будете написать как можно больше профессий, начинающихся с этой буквы.
Далее я назову ещё две буквы и так же засеку время (по 1 минуте на букву). После этого необходимо сосчитать, сколько всего получилось профессий (по трём буквам за три минуты). Можно даже устроить небольшой конкурс – у кого таких профессий окажется больше (по опыту использования опросника, больше 17 профессий – это совсем неплохо!)
5. Ради чего вы собираетесь прожить свою жизнь (в чём вы видите смысл)?
6. Кем вы мечтаете стать по профессии через 2-10 лет? Как согласуется ваша профессиональная мечта с другими, непрофессиональными, но важными для вас пожеланиями (досуговыми, личными, семейными) нет ли противоречия мечты с этими желаниями?