I. Диагностика и коррекция усвоения теоретических знаний
Задание 1
Дайте ответы на вопросы:
А) Назовите документы, необходимые для постановки на учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Какие из них предоставляются гражданами самостоятельно, а какие могут быть запрошены органами, осуществляющими постановку на учёт?
Ответ
Документы и (или) сведения, представляемые гражданином при обращении:
- заявление;
- паспорта или иные документы, удостоверяющие личность всех совершеннолетних граждан, свидетельства о рождении несовершеннолетних детей, принимаемых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и (или) состоявших на таком учете;
- документы, подтверждающие право на внеочередное или первоочередное предоставление жилого помещения, – в случае наличия такого права;
- сведения о доходе и имуществе каждого члена семьи – в случае постановки на учет (восстановления на учете) граждан, имеющих право на получение жилого помещения социального пользования в зависимости от их дохода и имущества.
Перечень документов, самостоятельно запрашиваемых государственным органом (при желании эти документы гражданин может предоставить самостоятельно):
справка о занимаемом в данном населенном пункте жилом помещении и составе семьи;
справки о находящихся в собственности гражданина и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещениях в г. Минске и Минском районе;
сведения об отсутствии факта постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства супруга - в случае его регистрации в другом населенном пункте или районе населенного пункта;
решение местного исполнительного и распорядительного органа о признании занимаемого жилого помещения не соответствующим установленным для проживания санитарным и техническим требованиям - при принятии граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по основанию, предусмотренному в подпункте 3.1.3 пункта 3 Положения об учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и о порядке предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16 декабря 2013 г. N 563 "О некоторых вопросах правового регулирования жилищных отношений" (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 20.12.2013, 1/14698).
II. Обязательный уровень
Задание 1
На основании Положения о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда, утверждённого Указом Президента Республики Беларусь от 29.11.2005 № 565, опишите порядок снятия граждан с учёта, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Ответ
Основания для снятия граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, разделение и переоформление очереди регулируется Жилищным кодексом Республики Беларусь, Положения об учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и о порядке предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.12.2013 № 563.
Граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае:
улучшения жилищных условий, если в результате этого отпали основания для признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий, либо в случае добровольного волеизъявления на улучшение жилищных условий в другом населенном пункте. При этом снятие с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае добровольного волеизъявления на улучшение жилищных условий в другом населенном пункте производится после государственной регистрации права собственности на жилое помещение либо заключения договора, предусматривающего передачу дольщику во владение и пользование объекта долевого строительства;
выезда на место жительства в иной населенный пункт, за исключением случаев, если они состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в государственном органе, другой организации, расположенных в данном населенном пункте, и не прекратили с ними трудовых (служебных) отношений;
прекращения трудовых (служебных) отношений с государственным органом, другой организацией, в которых они состояли на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, за исключением случаев, предусмотренных п. 1 ст. 46 ЖК Республики Беларусь;
представления не соответствующих действительности сведений либо неправомерных действий (бездействия) должностных лиц, послуживших основаниями для принятия этих граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий;
подачи гражданином заявления о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, подписанного им и совершеннолетними членами его семьи, совместно состоящими на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий;
непредставления в соответствии с п. 2 ст. 43 ЖК Республики Беларусь необходимых документов;
добровольного волеизъявления граждан и членов их семей на строительство, реконструкцию или приобретение жилых помещений общей площадью менее пятнадцати квадратных метров (в городе Минске – менее десяти квадратных метров) на одного человека с использованием льготного кредита. При этом снятие с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий производится после государственной регистрации права собственности на жилое помещение;
отчуждения с соблюдением требований законодательства земельного участка, предоставленного после 1 января 2011 года гражданину в соответствии с законодательными актами как состоящему на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
III . Дополнительный уровень
Задание 1. Проведите правовой анализ ситуации с точки зрения действующего законодательства.
В прокуратуру поступило заявление граждан о том, что райисполком неправомерно предоставил Золову двухкомнатную квартиру площадью 32 кв. м., т.к. последний имеет на праве личной собственности в том же населенном пункте часть дома, состоящую из двух комнат 19 м.кв. и 12 м. кв. Семья Золова состоит из 4-х человек. В связи с получением квартиры он одну комнату в своем доме сдал внаем квартирантам.
Ответ: согласно п.п. 1.1.8 п.1 ст. 35 ЖК Республики Беларусь нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане проживающие в одной квартире (одноквартирном жилом доме), заселенной (заселенном) несколькими собственниками жилых помещений, если их собственность выделена в установленном порядке (произведен раздел жилого помещения с образованием двух и более отдельных жилых помещений или выделением в собственность изолированных жилых комнат с оставлением подсобных помещений в общем пользовании и общей долевой собственности), и (или) нанимателями жилых помещений государственного жилищного фонда, если они обеспечены общей площадью жилого помещения менее пятнадцати квадратных метров (в городе Минске – менее десяти квадратных метров) на каждого члена семьи, а также обеспеченные общей площадью жилого помещения менее 15 кв. метров на одного человека. При этом обеспеченность общей площадью жилого помещения определяется исходя из суммы общей площади всех жилых помещений, находящихся в собственности или в пользовании гражданина и членов его семьи в населенном пункте по месту принятия на учет.
На основании вышеизложенного следует, что райисполком правомерно предоставил Золову двухкомнатную квартиру площадью 32 кв.
Задание 2. Проведите правовой анализ ситуации с точки зрения действующего законодательства.
Супруги проживают раздельно каждый у своих родителей в квартирах общей площадью 30 кв.м (проживает 3 человека) и 38 кв.м (проживает 2 человека). У одного из родителей супруга, проживающего совместно с одним из супругов, в собственности имеется в собственности жилой дом.
IV. Контрольные задания:
1. Охарактеризуйте особенности постановки на учёт граждан из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
Ответ: В соответствии со ст.1 Закона РБ 21.12.2005 № 73-З «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»:
• детьми-сиротами являются лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;
• детьми, оставшимися без попечения родителей, признаются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей вследствие лишения родителей родительских прав, отобрания их у родителей без лишения родительских прав, признания родителей недееспособными, ограниченно дееспособными, безвестно отсутствующими, объявления их умершими, нахождения родителей в розыске, в местах содержания под стражей, болезни родителей, препятствующей исполнению родительских обязанностей, отбывания родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде ареста, ограничения свободы, лишения свободы, оставления их родителями в организациях здравоохранения, согласия родителей на усыновление (удочерение) детей при отказе родителей от детей и их раздельном проживании с детьми, а также которые обнаружены брошенными, и в других случаях отсутствия попечения родителей;
• лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, имевшие к моменту достижения ими возраста 18 лет статус детей-сирот или статус детей, оставшихся без попечения родителей, либо основания для его приобретения и впоследствии не утратившие эти основания.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимаются на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании документов, удостоверяющих отсутствие попечения родителей.
Принятие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется:
• местным исполнительным и распорядительным органом по месту первоначального приобретения статуса детей-сирот или статуса детей, оставшихся без попечения родителей;
• местным исполнительным и распорядительным органом по месту предоставления им первого рабочего места.
Согласно части четвертой п.1 ст.12 Закона № 73-З местом первоначального приобретения статуса детей-сирот или статуса детей, оставшихся без попечения родителей, является место регистрации ребенка по месту жительства. При отсутствии у ребенка регистрации по месту жительства местом первоначального приобретения статуса детей-сирот или статуса детей, оставшихся без попечения родителей, является место регистрации по месту жительства родителей (родителя), с которыми проживал ребенок, а в случаях, когда ребенок не проживал с родителями (родителем), либо у родителей (родителя) отсутствует регистрация по месту жительства, либо место жительства родителей (родителя) неизвестно, - адрес расположения административного здания местного исполнительного и распорядительного органа, осуществившего регистрацию этого ребенка по месту жительства.