Новизна и величие идей основоположников немецкой классической философии
Конституция как Основной закон государства
Общество как социальная система, социальные действия, связи и взаимодействии
Новизна и величие идей основоположников немецкой классической философии
Очень важным этапом во всем развитии мировой философской мысли стала именно немецкая классическая философия. Она получила заметное распространение в конце XVIII — первой половине XIX вв. в экономически и политически отсталой Германии, которая находилась под сильным впечатлением от страшных событий Французской революции. Базу немецкой классической философии составили работы 5 наиболее выдающихся немецких философов того времени:
• Иммануила Канта (1724 — 1804);
• Иоганна Фихте (1762 — 1814);
• Фридриха Шеллинга (1775 — 1854);
• Георга Гегеля (1770 — 1831);
• Людвига Фейербаха (1804 — 1872).
Каждый из этих философов создал свою личную философскую систему, которая наполнена богатством их идей и концепций.
Основоположником же немецкой классической философии преобладающее большинство всех исследователей считает самого выдающегося мыслителя второй половины XVIII в. Иммануила Канта.
Немецкая философия XIX века — это особенное явление всеймировой философии. Особенностью же именно немецкой философии является то, что за достаточно не большой срок (чуть больше 100 лет) ей удалось:
• Очень глубоко изучить проблемы, которые столетиями мучали все человечество, и прийти к тем выводам, которые смогли определить все дальнейшее развитие философии;
• Сочетать в себе практически все известные в тот период времени философские направления — начиная от субъективного идеализма и заканчивая вульгарным материализмом и иррационализмом;
• Открыть немало имен очень выдающихся философов, которые смогли войти в «золотой фонд» всей мировой философии (Кант, Фихте, Гегель, Маркс, Энгельс, Шопенгауэр, Ницше и др.).
Конституция как Основной закон государства
Само слово «конституция» происходит от латинского слова constitutio – установление, строение. В наше время в различной юридической литературе можно встретить много разных определений конституции, в основе которых берется управляемый конституцией предмет, а также ее место в общей системе правовых актов.
Самым общим и конкретным определением конституции будет такое: конституция – это главный закон государства, который закрепляет организацию государственной власти и определяет ее взаимосвязь с обществом и гражданами (индивидуумами).
В самом формальном значении конституцию можно определить как акт (или совокупность актов), который обладает наивысшей юридической силой. По причине этого ей достаточно часто сопутствует немного другое название – Основной Закон. Раньше предшествующие конституции нашей страны имели именно это второе название. В наше время понятие Конституции Республики Беларусь как Основного Закона содержится только лишь в ее преамбуле.
Но в то же время для определения понятия конституции в чисто формальной констатации ее основного значения как акта наивысшей юридической силы обычно недостаточно. Все инновационные конституции, по крайней мере, закрепляют два основных значимых аспекта, которые и составляют сам предмет конституционного регулирования: 1) провозглашение и гарантирование прав и свобод любого человека и гражданина; 2) организацию государственной власти, а зачастую и определяют все основы конституционного строя, форму государственно управления.
На сегодня также принято полагать, что конституция имеет социально-политическое значение. Однако трактовать можно по-разному. Один подход более присущ западным концепциям, другой – относится к чисто марксистскому, который характеризует любое явление в нашем обществе с разных классовых позиций; конституция в данном случае точно также определялась как документ, который выражает волю преобладающего класса, т.е. основная суть конституции – это четкое закрепление в ней уже существующего конфликта между определенными классами.
Современное общепризнанное понимание всей сущности конституции состоит именно в том, что конституция – это то, что в некоторой мере ограничивает власть государства, т.е. именно ею устанавливаются некоторые пределы внедрения государства в различные области прав и свобод человека и гражданина.
Общество как социальная система, социальные действия, связи и взаимодействии
На протяжении всей нашей истории социологии одной из наиважнейших ее проблем была проблема: что же представляет собой общество?
Все учёные по-разному истолковывают понятие “общество“. Во многом это зависит от той школы или направления в науке социологии, которые они и представляют. Так, например, Э. Дюркгейм изучал общество как надиндивидуальную духовную реальность, которая основана на коллективных представлениях. По мнению М. Вебера, общество – это некоторое взаимодействие людей, которое является продуктом социальных, то есть тех, которые ориентированы на других людей действий. Великий американский социолог Толкотт Парсонс трактовал общество как определенную систему отношений между разными людьми, основополагающим началом которой являются нормы и ценности. А с точки зрения К. Маркса, общество – это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, которые складываются в процессе их какой-либо совместной деятельности.
Вообще социальная система — это некий структурный элемент социальной действительности, некое целостное образование, основными составляющими элементами которого являются люди, их взаимосвязи и взаимодействия.
В свою очередь система — это предмет, явление или процесс, который состоит из качественно определенной совокупности элементов, которые находятся во взаимосвязях и взаимоотношениях, а также образуют единое целое, которое может при взаимодействии с внешними условиями изменять свою структуру. Основными чертами любой системы является ее целостность и интеграция. Целостность, в свою очередь, фиксирует существование системы как чего-то целого, а интеграция — это процесс и механизм объединения каких-то элементов или частей. Понятие целого всегда будет больше совокупности входящих в него частей. Специфика самой социальной системы заключается в том, что она формируется на основе той или иной некой социальной общности (например, социальная группа, социальная организация и т. п.), а ее основными элементами являются люди, чье поведение детерминируется определенными социальными позициями (статусами), которые они могут занимать, и какими-либо конкретными социальными функциями или ролями, которые они должны выполнять, а также социальными нормами, правилами и ценностями, которые приняты в этой социальной системе, а также их отличными, индивидуальными качествами такими как: социальные качества личности, ценностные ориентации, предпочтения, интересы и т. п.