1. ФИЛОСОФИЯ ПОЗИТИВИЗМА
1.1 Возникновение и истоки позитивизма. Основные этапы развития
1.2 Борьба с «метафизикой» и идеал «позитивного» знания
1.3 Проблема верификации
1.4 Позитивистские традиции в западной философии науки
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. ФИЛОСОФИЯ ПОЗИТИВИЗМА
Позитивизм – одна из самых сильных философских традиций XIX и XX веков. Она интересно потому что, наряду с материализмом, она представляет собой попытку уйти от классического идеализма и построить новую философию, благоприятную для науки и научно обоснованную.
Позитивизм – это философское учение и направление в методологии науки, которое определяет эмпирические исследования как единственный источник истинного, достоверного знания и отрицает познавательную ценность философских исследований.
Главный тезис позитивизма: все реальные (положительные) знания – это совокупный результат специализированных наук [1].
1.1 Возникновение и истоки позитивизма. Основные этапы развития
Одно из самых влиятельных направлений современной классической философии. Позитивизм зародился во Франции в 1830-1840 годах. Его основателем был Огюст Конт.
Появление позитивизма было связано с неспособностью спекулятивной философии (например, немецкого классического идеализма) решать философские проблемы, поставленные развитием наук.
В истории позитивизма существует три этапа: позитивизм Конта и Спенсера, эмпириокритицизм (махизм) – Маха и Авенариуса, неопозитивизм.
Есть более красочные позитивистские концепции, но их главный вопрос – это соотношение философии и науки. По мнению позитивистов первой волны (этапа), с появлением отдельных наук философия не может найти для себя такого объекта, который не является предметом какой-либо науки.
1.2 Борьба с «метафизикой» и идеал «позитивного» знания
Основной внешний конфликт позитивизма — борьба с метафизикой, которая манипулирует терминами, которым ничего не соответствовало в реальности, например, энтелехия, эфир и т. п. Поиск научного метода преследовал цель найти свободные от метафизических предрассудков достоверные основания знания. Позитивисты считали надежным знание, которое должно опираться на нейтральный опыт, а единственной, познавательно ценной формой знаний, по их мнению, является эмпирическое описание фактов. Для выражения результатов наблюдения должны использоваться особые «протокольные предложения».
Первый шаг программы пересмотра роли философии в познании – это выявление ненаучности традиционных философских идей, которые не сопоставимы с опытом.
Второй шаг предполагает замену старой метафизики новой, «научной» философией. Новая философия не должна быть системой высказываний о чем-то трансцендентном, недоступном человеческому опыту.
1.3 Проблема верификации
Верификация – это одно из понятий методологии науки, которым характеризуется возможность установить истину научных утверждений после их эмпирической проверки.
Основной принцип верификации заключается в том, что любое предложение считается научным, только если оно может быть верифицировано, то есть, есть возможность установить его истинность формально, благодаря наблюдению.
Если предположение не может быть верифицировано, то оно не считается научным. Иными словами, верификация – это проверка, проверяемость, способ подтвердить определенными доказательствами какие-либо теоретические положения, алгоритмы, программы и процедуры через их сопоставление с эталонными образцами, алгоритмами или программами.
Ранние критики логического позитивизма говорят, что его основополагающие принципы не могут быть сами сформулированы таким образом, чтобы в них отслеживалась явная последовательность.
1.4 Позитивистские традиции в западной философии науки
Позитивизм зародился в XIX веке и был направлен на развитие науки. Позитивисты видели роль философии в развитии науки, изучении законов языка науки.
Выйдя из потребностей человеческой жизни, наука позже приобрела определенную степень независимости. Предпосылки, созданные наукой, отступают на второй план, но это до тех пор, пока знание, генерируемое на основе предпосылок, соответствует жизненным потребностям людей. Потребности не остаются прежними, и тогда возникает расхождение между необходимыми и актуальными знаниями, и наука находится в кризисе. Это означает, что требуется реструктуризация научной деятельности и углубление знаний о науке, знании, истине и, следовательно, научной рациональности.
1. Ветошкин, А.П. Философия: учебник / А. П. Ветошкин, С. И. Некрасов, Н. А. Некрасова. - Москва : Проспект, 2016. - 560 с.
2. Губин, В.Д. Философия: учебник / В. Д. Губин. - Москва : Проспект, 2017. - 332 с.
3. Канке, В. А. Философия: исторический и систематический курс: учебник / В. А. Канке. – Москва: Логос, 2014. – 375 с.
4. Киселев,С. Г. Философия: для поступающих в аспирантуру: научно–методическое пособие / С. Г. Киселев. – Москва: Юнити–Дана, 2014. – 135 с.
5. Классическая философия в современной культуре: монография / В. И. Коротких. – Москва: Инфра–М, 2014. – 159 с.
6. Марков, Б.В. Философия: для бакалавров и специалистов / Б. В. Марков. - Санкт-Петербург [и др.]: Питер, Питер Пресс, 2017. - 426 с.