7. Идея, замысел и гипотеза как теоретическое ядро научного исследования. Требование концептуальности в педагогическом исследовании
Тест
Протокол №1
Протокол №2
Протокол №3
Список литературы
7. Идея, замысел и гипотеза как теоретическое ядро научного исследования. Требование концептуальности в педагогическом исследовании
Исследователь подготавливает «прорыв», после того как определил задачи, открытие пусть само по себе маленькое, но все последующие этапы будут сопровождаться ступенями движения к инструментовке, утверждению истинности и в дальнейшем реализации этого открытия. Результатом всего этого открытия выступает гипотеза – подтверждённого предложения, о том как, какими путями, за счёт чего можно получить конечный результат. Гипотеза проявляется в форме движения к изучению нового, более глубоким обобщениям на основе предвидения. Предвидения используются в виде ретроспекции, анализ прошлого, выявление его тенденций, внедрение этих тенденций в будущее [2, с. 183]. В этом отношении глубоко рациональный смысл используется в высказывании У.Р. Эшби о том, что «предвидение есть по своему существу операция над прошлым». Предвидения невозможно прогнозировать т.к. оно обхватывает все не выявленные элементы и связи прошлого (это свидетельствует все историко-педагогические гипотезы), и всё неизвестное настоящего.
Для выдвижения гипотезы требуется не только тщательное изучения дела, научная точность, но и диагностирование которое заключается в опросах, тестированиях, заполнение анкет и других методах, к которым обращаются психология и педагогика. Сложный и мало изученный процесс – это формирование гипотезы в сознание исследования. Понятно, что в психологическом плане используются не только возможности к конструированию и переконструированию знаний. Если рассуждать логически, то происходит движение от анализа научных фактов, теорий и главной идеи преобразования и новому замыслу, которые в последующем преобразовываются в гипотезу. Следовательно, возникает необходимость обратиться к вопросу о научном факте. Факт как научный термин не стоит смешивать с явлением. Явление-момент бытия, эмпирическая единица знания, выявления связей и взаимодействий, а факт – это отражение многих явлений и связей, их обобщение – результат идеализации, предположения о том, что все похожие явления, связи, отношения принадлежат к данному классу явлений [3, с. 61].
На этом основании можно считать, что педагогическим или психологическим фактом являются зафиксированные связи между условиями среды и фактами развития личности.
Тест
1. Методы научного познания:
а) абстракция;
б) рекламация;
в) гипотеза;
г) домысел
2. Научное исследование начинается
а) с выбора темы
б) с литературного обзора
в) с определения методов исследования
г) с установления гипотезы
3. Выбор темы исследования
а) актуальностью
б) отражением темы в литературе
в) интересами исследователя
4. Гипотеза – это:
а) носитель деятельностной способности
б) научное предположение, допущение, истинное значение которого неопределенно
в) научное предположение, допущение, истинное значение которого определенно
г) вещь, явление или процесс, на которые направлена предметно-практическая, управляющая и познавательная деятельность
5. Гипотезы бывают:
а) описательные
б) объяснительные
в) комбинированные
г) описательно-объяснительные
6. Критерии для выборки гипотезы:
а) четкость и ясность
б) измеримость данных
в) системность использования инструмента для конкретной аудитории
г) репрезентативность данных
7. Факт – это:
а) предмет изучения в научном исследовании
б) событие, явление, которое используется для изучения темы, подтверждения выводов
в) предмет научного знания, фиксирующая достоверные данные, установленные в процессе научного познания
г) объект исследования в научном эксперименте.
8. К специфическим свойствам научного факта относятся:
а) теоретическая значимость
б) практическая значимость
в) методологическая контролируемость
г) онтологическая универсальность
9. Замысел
а) связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в работе, устанавливают границы научного поиска; в каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования
б) основная идея, которая связывает воедино все структурные элементы методики, определяет порядок проведения исследования, его этапы
в) совокупность связей и отношений, свойств, которая существует объективно в теории и практике и служит источником необходимой для исследователя информации
г) совокупность приемов, способов исследования, порядок их применения и интерпретации полученных с их помощью результатов
10. Требование концептуальности:
а) выражает прогностическую функцию науки: гипотеза должна отражать соответствующую концепцию или развивать новую, прогнозировать дальнейшее развитие теории
б) гласит, что основное предположение гипотезы должно иметь высокую степень возможности ее реализации
в) предполагает, что гипотеза должна раскрывать преемственную связь предшествующих знаний с новыми
г) означает, что любая гипотеза может быть проверена. Как известно, критерием истины является практика
Ответ
1. а, в
2. а
3. а
1. Кочетов, А.И. Культура педагогического исследования / А.И. Кочетов. – 2-е изд., испр. и доп. – Минск: Ред. журн. «Адукацыя і выхаванне», 1996. –312 с.
2. Латыш, Н.И. Образование на рубеже веков / Н.И. Латыш. – 2-е изд., доп. – Минск: Нац. ин-т образования, 2000. – 215 с.
3. Лойко, А.И. Основы научных исследований: метод. пособие для студентов, магистрантов, аспирантов всех специальностей / А.И. Лойко, И.И. Терлюкевич, В.И. Канарская; под общ. ред. А.И. Лойко. – Минск: БНТУ, 2012. – 83 с.
4. Скаткин, М.Н. Методология и методика педагогических исследований: (В помощь начинающему исследователю) / М.Н. Скаткин. – М.: Педагогика, 1986. – 152 с.