1. Государственное управление как сфера административного права.
2. Административно – правовые режимы.
Задача.
Список использованных источников
1. Государственное управление как сфера административного права.
Административное право и государственное управление – тесно связанные явления. Административное право регулирует отношения, складывающиеся в процессе государственного управления, определяет принципы управления и его функции, то есть содержание управления. Иначе говоря, государственное управление является объектом административного права. Именно регулирующее воздействие норм административного права направлено на государственное управление, на функционирование системы государственного управления в целях выполнения поставленных перед нею исполнительных задач.
Государственное управление – один из видов социального управления.
Социальное управление как атрибут общественной жизни проявляется в общих чертах, свойственных управлению как научной категории, а также в особенностях организации общественной жизни.
Государственное управление основывается на принципах. Под принципами понимаются определённые требования (правила), имеющие общеобязательный характер.
В административно-правовой литературе имеются различные варианты перечня и трактовки принципов организации и деятельности органов исполнительной власти. В некоторых случаях принципы государственного управления и органов исполнительной власти по существу отождествляются, поскольку нередко не выделяются различия между государственным управлением и исполнительной властью.
А.Н. Крамник выделяет два вида принципов, связанных с государственным управлением: основные и специальные.
К основным принципам государственного управления относятся те, которые закреплены в Конституции Республики Беларусь и иных основополагающих правовых документах и являются общими для всех отраслей (сфер) управления:
1) социальная направленность;
2) приоритетность человека, его прав и свобод;
2. Административно – правовые режимы.
Правовой режим – особый порядок правового регулирования, выражающийся в сочетании юридических средств и направленный на создание необходимых условий для удовлетворения интересов субъектов права в определенных условиях.
Административно-правовой режим (в широком смысле) – общий режим деятельности органов государственного управления по реализации возложенных на них правомочий.
Административно-правовой режим (в узком смысле) – совокупность правил поведения, деятельности граждан и юридических лиц, закрепленных в нормативных правовых актах, порядок реализации ими прав и законных интересов в определенных ситуациях в сфере публичного управления, направленный на обеспечение общественного порядка и общественной безопасности специально создаваемыми для этой цели органами, подразделениями и службами органов государственного управления.
Признаки административно-правовых режимов:
•устанавливаются в сфере публичного управления, сфере деятельности органов исполнительной власти;
•регламентируются, в основном, нормами административного права;
•закрепляют, детализируют правила поведения граждан, государственных органов, общественных объединений, предприятий и учреждений;
•вводятся дополнительные ограничения, возлагаются дополнительные обязанности;
•широко применяются административные методы воздействия;
•вводится дополнительный контроль за соблюдением правил поведения гражданами и юридическими лицами, а также государственной администрацией;
•нарушение правил режима влечет за собой применение дополнительных мер государственного принуждения.
Административно-правовые режимы назначаются:
•для обеспечения бесперебойного функционирования объектов, представляющих повышенную общественную опасность или имеющих важное государственное значение;
Задача.
Светличная, работая продавцом, продавала покупателям апельсины, лимоны по завышенной стоимости. При проведении расчетов с каждым из покупателей Светличная завышала стоимость фруктов на 50 копеек. В результате действий Светличной, которые были пресечены работником милиции, были обмануты 3 человека.
Задание. Дайте правовую оценку действиям Светличной.
Ответ:
Анализируя действия Светличиной следует вывод о том, что в ее действиях усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.16 КоАП Республики Беларусь (Обман покупателей, заказчиков или иных потребителей работником индивидуального предпринимателя или юридического лица, осуществляющих реализацию товаров, выполнение работ или оказание услуг, либо обман потребителей индивидуальным предпринимателем, осуществляющим такую же деятельность (обман потребителей)).
Объектом правонарушения является установленный порядок реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Статьей 1 Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 № 90-З «О защите прав потребителей» (далее – Закон) определено, что под потребителем понимается физическое лицо, имеющее намерение заказать или приобрести либо заказывающее, приобретающее товар (работу, услугу) или использующее товар (результат работы, услугу) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
1 Крамник, А. Н. Административное право : учебник для студентов учреждений образования по специальностям "Государственное управление и право", "Правоведение", "Экономическое право", "Политология", "Таможенное дело" : в 2 ч / А. Н. Крамник, О. И. Чуприс . – Минск : БГУ, 2013. – 568 с.
2 Административное право : учебник для студентов высших учебных заведений по специальностям "Правоведение", "Экономическое право", "Политология" / под общ. ред. Л. М. Рябцев . – Минск : Амалфея, 2013 . – 416 с.
3 Кодекс Республики Беларусь Об административных правонарушениях от 21 апреля 2003г., № 63, 2/946: принят Палатой Представителей 17 декабря 2002г.; одобрен Советом Республики 2 апреля 2003г.: с изм. и доп. // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2020.