1. Дайте определение понятия «предпринимательская деятельность». Определите ее формы. Охарактеризуйте признаки предпринимательской деятельности.
2. Дайте определения понятий «качество продукции», «конкурентоспособность продукции». Изложите основные факторы, определяющие конкурентоспособность продукции. Проанализируйте систему показателей качества и конкурентоспособности продукции.
Задача 2.
СПИСОК ИСПОЛЬЗЛВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Дайте определение понятия «предпринимательская деятельность». Определите ее формы. Охарактеризуйте признаки предпринимательской деятельности.
Понятие предпринимательской деятельности содержится в ч. 2 п. 1 ст. 1 Гражданского кодекса Республики Беларусь. Предпринимательская деятельность – это самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления.
Предпринимательская деятельность – это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое извлечение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Правовые основы, закрепляющие формы осуществления предпринимательской деятельности, определяются формами собственности, реализуемыми в предпринимательстве и правовым статусом лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность.
В зависимости от форм собственности различают:
1. Частное предпринимательство, осуществляемое субъектами предпринимательства на основе частной собственности, за счет собственного и/или привлеченного в установленном законодательством порядке имущества других лиц. Вещи, имущественные права составляют материальную основу осуществления предпринимательской деятельности. Их использование в предпринимательстве должно основываться на нормах действующего законодательства. Так, совершение сделок по купле-продаже недвижимого имущества, в том числе зданий и сооружений, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности должно основываться на нормах § 7 и § 8 главы 30 Гражданского кодекса Республики Беларусь, нормах Закона «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним», положениях иных нормативных правовых актов.
2. Смешанное предпринимательство, осуществляемое субъектами предпринимательства на основе частной и привлеченной в установленном законодательством порядке государственной собственности.
Возможность осуществления смешанного предпринимательства может быть ограничена запретами и ограничениями на использование имущества, находящегося в государственной собственности, а также запретами и ограничениями на иные формы участия в предпринимательской деятельности.
2. Дайте определения понятий «качество продукции», «конкурентоспособность продукции». Изложите основные факторы, определяющие конкурентоспособность продукции. Проанализируйте систему показателей качества и конкурентоспособности продукции.
Качество продукции — совокупность свойств, характеризующих способность продукции удовлетворять определенные потребности покупателя. Различают производственные и потребительские свойства продукции. Производственные свойства продукции формируются в процессе ее разработки и достигаются на стадии изготовления. Потребительские свойства продукции нацелены на удовлетворение конкретных запросов потребителей.
Конкурентоспособность продукции – совокупность потребительских и стоимостных характеристик производимой продукции, позволяющая ей выдержать конкуренцию на конкретном рынке и в определенном промежутке времени.
Конкурентоспособность товара характеризуется тремя группами показателей [1, с. 189]:
– полезностью (качество, эффект от использования и т.п.);
– определяющими затратами потребителя при удовлетворении его потребностей посредством данного изделия (затраты на приобретение, использование, техническое обслуживание, ремонт, утилизацию и т.п.);
– конкурентоспособностью предложения (способ продвижения продукции на рынок, условия поставки и платежа, каналы сбыта, сервисное обслуживание и т.д.).
Проблема качества и повышения конкурентоспособности становится ключевой для предприятий, способствуя очевидному росту интереса к стратегическим вопросам бизнеса и к проблеме качества, а так же к подходам и методам их решения, выражаясь в разных формах:
– сосредоточении усилий широкого круга компаний на налаживании производства продукции конкурентоспособной по своим характеристикам;
– изучении опыта западных компаний, которые поставляют на мировой рынок продукцию, превосходящую по своим параметрам отечественную, с целью возможного его использования на своем предприятии;
– активизации деятельности по разработке и внедрению системы менеджмента качества продукции, отвечающих требованиям международных стандартов (в экономически развитых странах эти системы являются не только источником получения конкурентных преимуществ, но и обязательной инфраструктурной основой для эффективного взаимодействия компаний в условиях стремительно управляющегося разделения труда);
– постепенном осознании менеджерами необходимости освоения новой философии качества и на ее основе формирования в компаниях принципиально новой для отечественной практики организационной культуры.
Задача 2.
Первоначальная стоимость основных средств завода на начало года составила 460 тыс. руб. В течение года были введены основные средства: в мае – на сумму 1,6 тыс. руб.; с 1 августа – на сумму 2,3 тыс. руб. В апреле и октябре выбыли основные средства соответственно на 1,2 тыс. руб. и 1,3 тыс. руб. Определите среднегодовую стоимость основных средств, коэффициенты введения и выбытия.
Решение:
1. Среднегодовая стоимость основных средств (Фо):
Фо = Фп + (Фвв * ЧМ)/12 – ((Фвыб * (12 – М)/12)
где Фп – первоначальная стоимость основных средств
Фвв – стоимость введенных основных средств
ЧМ – число месяцев функционирования введенных основных средств в течение года
1. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 218-З: принят Палатой представителей 28 октября 1998 г., одобрен Советом Республики 19 ноября 1998 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 20.03.2001. № 2/ 744(в ред. от 31.12.2014 № 226-З).
2. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями). Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года.
3. Абрамова, А. Конкурентоспособность продукции ка основа выбора стратегии развития предприятия авиационного комплекса. – И.: Вестник Иркутского государственного технического университета, 2018. – №3. – 189-192 с.
4. Бланк, И. А. Основы инвестиционного менеджмента / И. А. Бланк. – К.: Эльга-Н, «Ника-Центр», 2015. – 536 с.
5. Вдовыченко А. С., Левушкина С. В. Качество продукции как фактор обеспечения конкурентоспособности современных бизнес-структур // Молодой ученый. – 2015. – № 11. – С. 776-779.
6. Голубь, Н.Н., Букреева, И.Н. Контроль качества производственных процессов при освоении новой продукции. – Экономинфо, 2017. – №11. – 33-37 с.
7. Экономика организаций (предприятий): учеб. / под ред. И.В. Сергеева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2015. – 560 с.