ВОПРОС
ЗАДАЧА
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВОПРОС
Правовой статус в административном процессе потерпевшего.
ОТВЕТ:
В соответствии со ст. 4.2 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – ПИКоАП), потерпевшим является физическое лицо, которому административным правонарушением причинены вред жизни или здоровью либо имущественный или моральный вред, а также юридическое лицо, которому причинен имущественный вред или вред деловой репутации. Данная формулировка не совсем корректна. Признавая то, что любой человек вне зависимости от возраста, психического состояния и иных факторов может быть потерпевшим на момент совершения какого-либо противоправного деяния, тем не ¬менее последнее нельзя назвать правонарушением.
И не только потому, что отсутствует постановление суда или иного органа (должностного лица), уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях, о признании совершенного деяния таковым, а и потому, что лицо, его совершившее, может не являться субъектом правонарушения (в силу малолетнего возраста, невменяемости и пр.). Тем не менее вред, причиненный таким деянием, остается вредом и, следовательно, потерпевший продолжает оставаться таким же. Поэтому более верным в материально-правовом смысле будет определение потерпевшего как лица, которому причинен тот или иной вред любым противоправным деянием, а не обязательно правонарушением.
Потерпевшим от правонарушения может быть любое физическое лицо вне зависимости от гражданства. Такой человек как личность юридически должен характеризоваться правоспособностью и дееспособностью. В соответствии с ч. 2 ст. 16 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК), общая правоспособность лица «возникает в момент его рождения и прекращается его смертью». Именно в силу этого любой человек может являться потерпевшим вне зависимости от возраста, физического либо психического состояния и иных качеств. С другой стороны, отраслевая правоспособность, означающая способность быть тем или иным участником административного правоотношения, является производной от общей правоспособности.
И здесь, если буквально толковать закон, надо признать, что отраслевая правоспособность, выражающаяся в возможности быть потерпевшим, принадлежит абсолютно любому лицу. Иное дело, что реализация отраслевой правоспособности осуществляется через наличие у потерпевшего вменяемости, то есть способности лица своими действиями приобретать и осуществлять права, создавать для себя обязанности и исполнять их. Законодательство в первую очередь связывает возникновение вменяемости с возрастом.
ЗАДАЧА
Главным государственным инспектором по пожарному надзору г. Минска рассматривалось дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 23.56 КоАП, совершенном начальником отдела РУП «А», ответственным за соблюдение правил пожарной безопасности на предприятии. В ходе рассмотрения дела правонарушитель заявил, что с приказом о возложении на него указанных обязанностей ознакомлен не был. Более того, пожар случился не на его участке. Тем не менее, главный государственный инспектор указанные обстоятельства не учел и принял решение о привлечении начальника отдела к административной ответственности в виде штрафа в размере 40 базовых величин.
Имеются ли нарушения правил подведомственности при рассмотрении указанного дела?
ОТВЕТ:
В соответствии со ст. 3.9 ПИКоАП РБ, органы государственного пожарного надзора Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 10.8, статьями 15.29, 15.57, 15.58, 18.11, частями 1, 4 и 7 статьи 23.11, частями 1, 3 и 4 статьи 23.12, статьей 23.35, частью 1 статьи 23.48 (за правонарушения, совершенные при обращении с легковоспламеняющимися веществами и пиротехническими изделиями), частью 1 статьи 23.56 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, протоколы о совершении которых составлены должностными лицами органов государственного пожарного надзора Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь [1].
1. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях [Электронный ресурс]: принят Палатой представителей 9 нояб. 2006 г.; одобрен Советом Республики 1 дек. 2006 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь, 9 янв. 2019 г., № 171-З // Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. — 18.01.2019. — 2/2609.
2. Административное право в 2 ч. Ч.2. административно-деликтное и процессуально-исполнительное право / И. В. Козелецкий и др., под ред. И. В. Козелецкого, А. И. Сухарковой– Минск. – Академия МВД, 2013. – 438 с.
3. Василевич, C. Г. Теория и практика наложения административных взысканий материального характера по законодательству Республики Беларусь / С. Г. Василевич. – Минск: Право и экономика, 2011. – 194 с.