ВОПРОС №1
ВОПРОС №2
ЗАДАЧА
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВОПРОС №1
Административное право, как отрасль права.
ОТВЕТ:
Отрасль права — это круг общественных отношений, регулируемых данной отраслью. Входящие в него общественные отношения отличаются принципиальной однородностью. По предмету правового регулирования в основном и проводится разграничение между различными отраслями права. С этих общетеоретических позиций И; следует подходить к характеристике административного права.
Административное право имеет особое значение в механизме правового воздействия на общественные отношения. Оно призвано регулировать особую группу общественных отношений, а именно отношения, складывающиеся по поводу реализации функций государственного управления. Исходя из данного определения предмета можно наметить круг наиболее типичных отношений управленческого характера, подпадающих под административно-правовое регулирование.
В зависимости от субъектов выделяются следующие виды управленческих отношений:
1) между вышестоящими и нижестоящими органами государственного управления, т.е. отношения, определяемые подчиненностью одних звеньев аппарата управления другим.
2) между различными органами государственного управления, не связанными отношениями подчиненности (например, между различными министерствами);
3) между органами государственного управления и подчиненными, а также не подчиненными им предприятиями, организациями, учреждениями;
4) между органами государственного управления и негосударственными объединениями граждан;
5) между органами государственного управления и гражданами [4, с. 90].
В зависимости от характера (содержания) управленческих отношений можно выделить следующие их виды:
1) связанные с осуществлением вышестоящими органами централизованного руководства деятельностью нижестоящих органов, а также предприятий, организаций и учреждений
2) связанные с осуществлением органами государственного управления (должностными лицами) функций непосредственного оперативного управления (например, администрация предприятия);
3) связанные с осуществлением органами государственного управления государственного регулирования или руководства деятельностью негосударственных организаций.
ВОПРОС №2
Административно-правовое положение Президента Республики Беларусь
ОТВЕТ:
Президент Республики Беларусь занимает особое место в системе государственных органов. Согласно статье 79 Конституции Республики Беларусь Президент является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти.
Таким образом, Конституция Республики Беларусь возлагает на Главу государства важнейшие функции и задачи.
Возложение на Президента Республики Беларусь обязанности быть гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина обусловлено задачей обеспечения стабильности конституционного строя, безусловное гарантирование прав и свобод человека и гражданина. В этих же целях на Президента возлагают функции арбитра между властями. Доктрина президентского арбитража имеет явно монархические корни, где глава государства обладает весьма важной функцией – обеспечение взаимодействия органов государственной власти, осуществляя посредничество между ними, Президент тем самым возвышается над всеми иными государственными структурами [3, с. 16].
Хотя следует отметить, что полномочия главы того или иного государства зависят от формы правления. Иногда они являются чисто номинальными, как, например, монарха в Великобритании, нередко – весьма существенными, как в США, Франции, России, Казахстане. Юридическое и фактическое положение главы государства предопределяется как складывающимися политическими условиями, так и историческими традициями.
ЗАДАЧА
Употребив спиртные напитки, Артеменко нецензурно выражался в общественном транспорте, на замечания не реагировал. Затем оскорбительно приставал к женщинам, ехавшим в этом же автобусе. Вошедший в автобус работник милиции Медведев пресек антиобщественные действия Артеменко.
Задание. Дайте правовую оценку действиям Артеменко
ОТВЕТ:
Из условий задачи можно предположить, что данное деяние подпадает под признаки состава хулиганства.
Признаки хулиганства:
1. Основной:
Грубое нарушение общественного порядка — объективные обстоятельства противозаконного действия по выражающегося во срыве массового мероприятия, посягательство на общественное спокойствие, характеризующегося интенсивностью и длительностью нарушения, и другие действия (немотивированное применение насилия).
Явное неуважение к обществу — умышленное нарушение общепризнанных социальных правил, регулирующих поведение (сознательное противопоставление себя всему обществу либо в отношении отдельных личностей с целью выражения своего пренебрежения).
1. Административное право : учебник для студентов высших учебных заведений по специальностям "Правоведение", "Экономическое право", "Политология" / под общ. ред. Л. М. Рябцев . – Минск : Амалфея, 2013 . – 416 с.
2. Административное право : учебник для студентов учреждений высшего образования по специальностям "Правоведение", "Экономическое право" / Л. М. Рябцев [и др.] . – Минск : БГУ, 2014 . – 605 с.
3. Административное право и процесс : практикум для студентов учреждений высшего образования, осваивающих специальность первой ступени высшего образования 1-26 01 02 "Государственное управление и право" / С. М. Забелов, В. Е. Петухова . – 2-е изд., стер . – Минск : Академия управления при Президенте РБ, 2018 . – 197, [1] с.
4. Административное процессуально-исполнительное право : учебное пособие для студентов учреждений высшего образования по специальности "Правоведение" / под ред. Г. А. Василевича, С. В. Добрияна . – Минск : Адукацыя і выхаванне, 2014 . – 319 с.
5. Уголовный кодекс Республики Беларусь с изменениями и доп. на 17 июля 2018 г. № 131-3 // Эталон - Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Мн., 2020.
6. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: Кодекс Респ. Беларусь, 21 апреля 2003 г. №194-З: принят Палатой представителей 17 декабря 2002 г.: одобр. Советом Респ. 2 апреля 2003 г.: в ред. 29 марта 2020 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
7. Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004г.). - Минск: Амалфея, 2005. - 48 с.