1. Основные черты немецкой классической философии
2. «Критическая» философия Канта
3. Объективный идеализм в учении Гегеля. Диалектический метод
4. Антропологический материализм Фейербаха
Список литературы
1. Основные черты немецкой классической философии
Немецкая классическая философия занимает период времени от середины XVIII в. до 70-х годов ХIХ в. Она представляет собой значительнейший этап в развитии философской мысли и культуры человечества. Немецкая классическая философия представлена философским творчеством Иммануила Канта (1724 - 1804), Иоганна Готлиба Фихте (1762 - 1814), Фридриха Вильгельма Шеллинга (1775 - 1854), Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770 - 1831), Людвига Андреаса Фейербаха (1804 - 1872).
Каждый из названных философов создал свою философскую систему, которая характеризовалась богатством идей и концепций. В то же время немецкая классическая философия - это уникальное духовное образование, которое характеризуется следующими общими чертами:
1. Необычное понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы считали, что философия призвана быть критическим сознанием культуры, «противостоящим сознанием», «реальностью», «душой» культуры.
2. Философы изучали не только историю человечества, но и человеческую сущность. Кант видит в человеке нравственное существо. Фихте подчеркивает активность, действенность человеческого сознания и самосознания, рассматривает устройство жизни человека в соответствии с требованиями разума. Шеллинг стремится показать взаимосвязь между объективным и субъективным. Гегель расширяет границы деятельности самосознания и индивидуального сознания: самосознание индивида в нем соотносится не только с внешними объектами, но и с другими самосознаниями, из которых возникают различные социальные формы. Он глубоко исследует различные формы общественного сознания.
2. «Критическая» философия Канта
Иммануил Кант (1724–1804) - основоположник немецкого идеализма. Он произвел революцию в философии, считая познание деятельностью, которая происходит по своим законам. Впервые специфика познавательного предмета рассматривается как главный фактор, определяющий способ познания и конструирующий предмет познания.
В самой теме Кант выделяет два слоя, два уровня:
1) эмпирические (индивидуально-психологические особенности человека);
2) трансцендентальный (универсальные определения, составляющие принадлежность человека как таковую). Объективность познания определяется структурой трансцендентального субъекта (надиндивидуальное начало в человеке).
Предмет теоретической философии: исследование познавательной деятельности, установление законов человеческого разума и его границ. В этом смысле Кант называет свою философию трансцендентальной. Он также называет свой метод критическим: критический анализ наших когнитивных способностей. Впервые деятельность субъекта выступает в качестве основы, а объект исследования - как следствие: это «коперниковская» революция в философии, осуществленная Кантом.
3. Объективный идеализм в учении Гегеля. Диалектический метод
Философия Георга Вильгельма Фридриха Гегеля считается вершиной немецкой классической философии, потому что она пошла намного дальше своих знаменитых предшественников.
Главная заслуга Гегеля состоит в том, что он разработал:
- теорию объективного идеализма;
- универсальный философский метод - диалектику.
Среди наиболее значительных философских произведений Г. Гегель можно отметить следующие: «Феноменологию духа», «Энциклопедию философских наук», «Науку логики», «Философию природы», «Философию духа», «Философию права».
В учении о бытии Г. Гегель отождествляет бытие и мысль. Разум, сознание, идея принадлежат бытию, а бытие есть сознание: все рациональное - реально, а все реальное - рационально. Г. Гегель выводит особое философское понятие - «абсолютная идея» (мировой дух). Абсолютная идея является основной причиной всего окружающего мира, его предметов и явлений, обладает самосознанием и способностью творить.
Особую роль в онтологии Гегеля играет человек. Он носитель абсолютной идеи. Сознание каждого человека - частица мирового духа. В человеке абстрактный и безличный мировой дух обретает волю, личность, характер, индивидуальность. Через человека мировой дух проявляется в форме слов, речи, языка, жестов; учит себя через познавательную деятельность; творит - в виде результатов материальной и духовной культуры, созданной человеком.
4. Антропологический материализм Фейербаха
Фейербах Людвиг (1804—1872) — немецкий философ-материалист и атеист, острый и бескомпромиссный критик религии и идеализма. Характерная черта материализма Фейербаха — антропологизм, т.е. понимание человека как чисто природного, биологического существа, как «единственного, универсального и высшего предмета новой философии».
Фейербах приходит к выводу, что вопрос об отношении бытия к мышлению есть вопрос о сущности человека, ибо мыслит лишь человек. Следовательно, философия, поскольку она решает вопрос об отношении мышления к бытию, должна быть антропологией, т.е. учением о человеке.
Человек неотделим от природы; мышление есть необходимое выражение присущей ему биологической, физиологической деятельности. Существенным содержанием и назначением антропологического принципа является, по Фейербаху, научное истолкование общественного сознания, в котором он видит отражение сущности человека. Эта сущность, по Фейербаху -прежде всего чувственная жизнь ума и сердца, многообразие переживаний индивида.
Основой антропологии Фейербаха является материалистическое учение о природе. Природа является единственной реальностью, а человек ее высшим продуктом. Природа вечна. Возникновение и уничтожение относятся только к отдельным явлениям. Природа бесконечна в пространстве.
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. Изд-е 3, доп. и перераб. – М.: ПБОЮЛ Грачев С.М., 2000. – 344 с.
2. Виндельбанд В. От Канта до Ницше. – М.: «КАНОН-пресс», «Кучково поле», 1998. – 288 с.
3. Гегель Г.В.Ф. Сочинения: В 14 т. – М.; Л., 1929-1959. Т.4 – 512 с.
4. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. – М., 1986. – 356 с.
5. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. – М., 1990. – 288 с.