1. В чем заключались подвижки в расширении содержания понятия «информация» после появления математической теории информации?
2. Что такое первичные и вторичные психические образы, чем они различаются и какими особенностями обладают?
3. Что такое внешняя и внутренняя деятельность и как они соотносятся?
4. Назовите и охарактеризуйте основные стадии процесса формирования перцептивного образа.
5. Что такое анализатор и как он функционирует?
6. Назовите и охарактеризуйте общие свойства ощущений.
7. В чем заключается проблема подпорогового восприятия и что представляли собой эксперименты по его исследованию?
8. Почему возникает и к чему приводит астигматизм зрения?
9. Что представляет собой комплементарный цвет, цвета метамеры и цветовой круг?
10. Из каких трех основных структурных компонентов состоит рецептор слухового анализатора человека и как они устроены?
11. Какие виды рецепторов находятся в коже человека?
12. Какие факторы влияют на интенсивность болевых ощущений и в чем заключается «эффект плацебо»?
13. Опишите устройство обонятельного анализатора человека.
14. Как происходит в процессе восприятия выделение фигуры из фона?
15. Что такое апперцепция и как она связана с «критериальной основой восприятия»?
16. В чем заключаются явления конвергенции и дивергенции при зрительном восприятии?
17. Какую роль в восприятии движения играют косвенные признаки и что к ним относится?
18. Как влияет на восприятие речи ее темп?
19. Как влияет на восприятие речи начальная буква слова и место ударения в нем, а также длина фразы?
20. В чем заключается явление «каузальной атрибуции» при межличностном восприятии?
1. В чем заключались подвижки в расширении содержания понятия «информация» после появления математической теории информации?
Математическая теория информации трактует информацию в качестве абстрактного понятия. Считается, что единственное определение информации, которое не вызвало открытых возражений в научном сообществе, принадлежит отцу кибернетики, математику Норберту Винеру (1894- 1964), который в 1948 г. сформулировал максимально общее определение: «информация есть информация, а не материя и не энергия»". Из этого определения вытекает, что информация — не существующий реально объект, а умственная абстракция, созданная человеческим разумом.
2. Что такое первичные и вторичные психические образы, чем они различаются и какими особенностями обладают?
Психический образ — целостное, интегративное отражение относительно самостоятельной, дискретной части действительности; это информационная модель действительности, используемая высшими животными и человеком для регуляции своей жизнедеятельности. Психические образы могут быть первичными (образы ощущений, восприятия) и вторичными (образы памяти, мышления и воображения).
Психические образы несут информацию о локализации реальных объектов во внешнем пространстве, в них представлена совокупность присущих отражаемому объекту качеств: форма, цвет, фактура и др.
В психическом образе могут быть даже те элементы, которые отсутствуют в конкретном отражаемом объекте, но которые должны быть у него в данной ситуации.
3. Что такое внешняя и внутренняя деятельность и как они соотносятся?
Деятельность – это целостный процесс, совмещающий в неразрывном единстве внешние физические (объективные) и внутренние психические (субъективные) компоненты. По своей сущности они представляются абсолютно разными и несовместимыми. Современная наука до сих пор не может объяснить психологическую природу и механизм их связи. Внешние и внутренние компоненты деятельности имеют функциональную специализацию. На основе внешних компонентов деятельности осуществляются реальные контакты человека с предметами и явлениями окружающего мира, их преобразование, воссоздание их свойств, а также порождение и развитие психических (субъективных) явлений. Внутренние компоненты деятельности выполняют функцию побуждения, целеполагания, планирования, ориентировки (познания), принятия решения, регуляции, контроля и оценки.
4. Назовите и охарактеризуйте основные стадии процесса формирования перцептивного образа.
Перцептивные действия формируются в обучении, и их развитие проходит ряд этапов (стадий). Процесс их формирования (первый этап) начинается с практических, материальных действий, выполняемых с незнакомыми предметами. Этот этап ставит перед ребенком новые перцептивные задачи. На этом этапе в материальные действия вносятся необходимые исправления, необходимые для формирования адекватного образа. Лучшие результаты восприятия получаются тогда, когда ребенку для сравнения предлагаются так называемые сенсорные эталоны, которые также выступают во внешней, материальной форме. С ними ребенок имеет возможность сравнивать воспринимаемый объект в процессе работы с ним.
5. Что такое анализатор и как он функционирует?
Анализаторы человека – это функциональные нервные образования, обеспечивающие приём и последующую переработку информации, полученную из внутренней среды и наружного мира. Анализаторы человека, образующие единство со специализированными структурами – органами чувств, способствующими в получении информации, называют сенсорной системой. Сенсорные анализаторы человека связывают индивида со средой с помощью проводящих нервных путей, рецепторов и расположенного в коре головного мозга мозгового конца. Выделяют внешние и внутренние анализаторы человека. К внешним относят зрительный, тактильный, обонятельный, слуховой, вкусовой анализатор. Внутренние анализаторы человека отвечают за состояние и положение внутренних органов. Анализаторы выполняют большое количество функций или операций с сигналами.
6. Назовите и охарактеризуйте общие свойства ощущений.
1. Качество – это основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений. Например, слуховые ощущения отличаются по высоте, тембру, громкости; зрительные – по насыщенности, цветовому тону и т.д.
2. Интенсивность – определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.
3. Длительность – определяется временем действия раздражителя и функциональным состоянием органа чувств. Причем, при воздействии раздражителя на орган чувств ощущения возникают не сразу, а спустя некоторый отрезок времени, который называется латентным (скрытым) периодом ощущения. Этот период различен для различных видов ощущений. Ощущения также и не исчезают сразу с прекращением действия раздражителя (так называемое последействие).
7. В чем заключается проблема подпорогового восприятия и что представляли собой эксперименты по его исследованию?
Воздействие сигнала на органы чувств регистрируется всегда, но не всегда результат такой регистрации доходит до уровня сознания воспринимающего субъекта. Предполагается, что сенсорный сигнал может быть воспринят, но не осознан. Такое восприятие называют подпороговым или субсенсорным. Эти неосознаваемые регистрации внешних воздействий так или иначе оказывают влияние на функциональное состояние организма, вызывая, например, состояние утомления. Такого рода влияние подпороговых сигналов в отечественной психологии довольно детально было исследовано в работах Г. В. Гершуни (1905–1992) и более поздних исследованиях E. Н. Соколова (1920–2008). Так, Г. В. Гершуни описал так называемую субсенсорную зону. Это тот диапазон стимуляции, которая по своей интенсивности оказывается достаточной для того, чтобы вызвать те или иные физиологические реакции организма, но недостаточна для ее осознания.
8. Почему возникает и к чему приводит астигматизм зрения?
При посещении офтальмолога люди нередко сталкиваются с диагнозом «астигматизм». Астигматизм - вид аметропии, при котором световые лучи не могут сфокусироваться в виде точки на сетчатке глаза, без правильно подобранных очков или контактных линз.
Чаще всего причиной астигматизма является неправильная форма роговицы - в таком случае он называется роговичным. Гораздо реже астигматизм обусловлен аномальной формой хрусталика - он называется хрусталиковым, или лентикулярным. Их сумму составляет общий астигматизм.
Обычно выделяют два главных меридиана, в одном из которых преломляющая сила наибольшая, а в другом – наименьшая. Разница между ними обусловливает степень астигматизма. Если внутри каждого из меридианов рефракция остается постоянной, а расположены они перпендикулярно, то астигматизм называется правильным. Если главные меридианы расположены не под углом 90° или рефракция изменяется в различных его участках, либо при переходе от одного меридиана к другому рефракция изменяется скачкообразно, такой астигматизм называется неправильным.
9. Что представляет собой комплементарный цвет, цвета метамеры и цветовой круг?
В настоящее время существуют две модели смешения цветов: аддитивная и субстрактивная. Аддитивная модель предполагает, что у каждого цвета есть свой комплементарный цвет, смешение с которым дает в результате белый или серый цвет. Пары таких цветов могут быть названы«цветами-антагонистами» поскольку они аннулируют влияние друг друга на зрительную систему. Если же смешать цвета, не являющиеся комплементарными друг другу, то получится цвет, который на цветовом круге расположен между ними. На цветовом круге цвета располагаются по возрастанию их длин. Например, смесь полученная смешением равных количеств красного и зеленого цвета, воспринимается как желтый цвет.
10. Из каких трех основных структурных компонентов состоит рецептор слухового анализатора человека и как они устроены?
Органы слуха у детей и у взрослых идентичны, они включают рецепторы слухового аппарата трех видов: • рецепторы, которые воспринимают колебания волн воздуха; • рецепторы, что дают человеку понятие о местоположении тела; • рецепторные центры, что позволяют воспринимать скорость движения и его направления. Слуховой анализатор воспринимает звуковые сигналы, представляющие собой колебания воздуха с разной частотой и силой, трансформирует механическую энергию этих колебаний в нервное возбуждение, которое субъективно воспринимается как звуковое ощущение.
11. Какие виды рецепторов находятся в коже человека?
В коже находятся рецепторы трех видов: механорецепторы, терморецепторы и ноцирецепторы (болевые). Последние располагаются в большинстве случаев в эпидермисе — внешнем слое кожи, состоящем из эпителия, расположенного в несколько рядов. Верхняя их часть ороговевает, слущивается и замещается за счёт нижних слоев.
12. Какие факторы влияют на интенсивность болевых ощущений и в чем заключается «эффект плацебо»?
Ощущение боли зависит от следующих факторов: индивидуальных особенностей человека – интраверт (человек, не склонный к общению) испытывает более интенсивную боль, чем экстраверт, но жалоб предъявляет меньше; состояния тревоги, страха, депрессии усиливают болевые ощущения; внушение облегчает страдания; болевой порог и интервал болевой переносимости.
13. Опишите устройство обонятельного анализатора человека.
Обонятельная система предназначена для распознавания веществ, которые способны растворяться и обладают летучестью. Эта система создает субъективные образы в виде определенных запахов. Значение обонятельного анализатора заключается также и в том, что он способен обеспечить объективную оценку качества воздуха, продуктов питания и окружающей среды в целом. Если рассматривать структуру этого органа чувств, то можно отметить следующие отделы: Периферический - в него входят рецепторные клетки, находящиеся в слизистой оболочке носа. Они заканчиваются ресничками, окруженными слизью. В ней и растворяются пахучие вещества. Возникает химическое взаимодействие, которое преобразуется в нервный импульс.
14. Как происходит в процессе восприятия выделение фигуры из фона?
Когда взгляд направлен на объект, то соседние с ним объекты как бы сливаются, воспринимаются в «размытом» виде. Объект, на который направлен взгляд, и выделяющийся из окружения других объектов более четкими очертаниями и деталями, называется фигурой. Все объекты, окружающие его, - фоном. Соотношение между фигурой и фоном относительное: объект, только что имевший статус фигуры, может стать фоном для объекта, который только что входил в состав его фона. При восприятии фигура обладает формой (или характерной для нее структурой) и выступает впереди фона. Фон же воспринимается относительно однородным, бесформенным, нечетким и расположенным как бы позади фигуры без четких очертаний, формы или структуры.
15. Что такое апперцепция и как она связана с «критериальной основой восприятия»?
Восприятие зависит не только от раздражения, но и от самого субъекта. Воспринимают не глаз и ухо, а конкретный живой человек, и поэтому при восприятии сказываются особенности личности человека.
Зависимость восприятия от общего содержания нашей психической жизни – апперцепция. Огромную роль в апперцепции играют знания человека, его предшествующий опыт, практика. Например, если вам предъявить ряд незнакомых фигур, то уже на первых фазах восприятия вы постараетесь найти какие-то эталоны, с помощью которых можно дать характеристику воспринимаемому объекту. Известно, что восприятие рисунка, мелодии у разных людей своеобразны.
16. В чем заключаются явления конвергенции и дивергенции при зрительном восприятии?
Существенную роль в восприятии удаления предметов, или пространственной глубины, играет конвергенция и дивергенция глаз, потому что для отчетливого восприятия предметов нужно, чтобы их изображение падало на соответствующие (корреспондирующие) точки сетчатки левого и правого глаза, а это невозможно без конвергенции или дивергенции обоих глаз. Под конвергенцией понимается сведение зрительных осей глаз за счет поворота глазных яблок навстречу друг другу. Например, это происходит при переходе взора с далекого предмета па близкий.
17. Какую роль в восприятии движения играют косвенные признаки и что к ним относится?
В восприятии движения, несомненно, значительную роль играют косвенные признаки, создающие опосредованное впечатление движения. Так, впечатление движения может вызвать необычайное для покоящегося тела положение частей фигуры (поднятая нога, отведённая, как бы замахнувшаяся рука, согнутые верхушки деревьев и т. п.). К числу "кинетических положений", вызывающих представление о движении, принадлежит наклонное положение, особенно привлекавшее внимание художников. Франкетти отмечает эффект, который дают наклонные линии в сочетании с ясно выраженной горизонтальностью и вертикальностью.
18. Как влияет на восприятие речи ее темп?
Темп речи – это признак речевой функции, который облегчает восприятие услышанной информации окружающими людьми. К изменениям темпа речи относят замедление, учащение темпа и заикание. Неправильный речевой темп способен затруднять развитие и обучение детей, снижать качество жизни, ухудшать социальную адаптацию человека. Пациентам с ускоренной, замедленной речью или с заиканием требуется обязательная коррекция речевых дефектов. Детям терапию назначают как можно раньше, чтобы предупредить задержку развития.
Темп речи является характерным свойством речи, который отражает скорость воспроизведения звуков во время разговора.
19. Как влияет на восприятие речи начальная буква слова и место ударения в нем, а также длина фразы?
Восприятие речи — один из сложных процессов речевой деятельности. Оно включает в себя восприятие звукового состава слова, грамматических форм, интонации и других средств языка, выражающих определенное содержание мысли. Восприятие речи начинается с выделения речевых звуков (фонем), что существенно зависит от уровня развития фонематического слуха человека. Если воспринимающий не различает сходные фонемы, например твердые согласные звуки от мягких согласных, то он не поймет точно, о чем идет речь (ср. слова «кон» и «конь», «мыло» и «мило»).Различение фонем усложняется тем, что они изменяются под влиянием соседства с другими звуками (звук с в слове «сдать» звучит иначе, чем в слове «стать») и под влиянием ударения (звук о звучит по-разному в словах «вода» и «воды»).
20. В чем заключается явление «каузальной атрибуции» при межличностном восприятии?
Каузальная атрибуция (от лат. causa – причина лат. attributio – приписывание) – феномен межличностного восприятия. Заключается в интерпретации, приписывании причин действий другого человека в условиях дефицита информации о действительных причинах его действий.
Пытаясь найти причины чужого поведения, люди часто попадают в ловушки предубеждений и ошибок. Как говорил Фриц Хайдер: «Наше восприятие причинности часто искривляется нашими потребностями и некоторыми когнитивными искажениями». Вот примеры когнитивных искажений вследствие каузальной атрибуции. Каузальная атрибуция – это отдельный феномен межличностного восприятия, или причинная интерпретация личностью своего и чужого поведения. Каузальная атрибуция связана с индивидуальным опытом субъекта и возникает в ходе социального взаимодействия. Этот феномен относится ещё и к мышлению, а не только к восприятию человека человеком.