Логопедия
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Контрольная
на тему: «Логопедия»
по дисциплине: «Логопедия»
2021
15.00 BYN
Логопедия
Тип работы: Контрольная
Дисциплина: Логопедия
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
Поделиться
Записать видеоролик 4 (только текст)
Записать видеоролик 5 (только текст)
Записать видеоролик 6 (только текст)
Задание 6
Задание 12
Задание 13
Задание 14
Записать видеоролик 4
Запрос мамы ребёнка с дизартрией (в условиях профосмотра перед поступлением в школу):
«Нам с трёх лет ставят диагноз дизартрия. Занимаемся с логопедом в детском саду до сих пор. Однако речь пока оставляет желать лучшего: не все звуки произносятся правильно; говорит «взахлёб», часто останавливается, чтобы сделать вдох. Знаю, что нужно выполнять с ребёнком дыхательные упражнения. Дуем на разные лёгкие предметы, делаем «бурю в стакане», пытаемся надувать воздушные шары. Какие ещё упражнения можно выполнять дома, чтобы это способствовало улучшению речи? Хотелось бы, чтобы в школе на уроках говорил нормально».
Задание 1: продемонстрируйте и разъясните приёмы обследования, уточняющие состояние произносительной стороны речи у данного ребёнка.
Задание 2: предложите маме приёмы работы, способствующие улучшению речи её сына.
Форма отчета: видео с демонстрацией приемов обследования и приемов работы.
Общая моторика. Для обследования общей моторики можно предложить следующие задания:
• одеться, раздеться, обуться;
• пройти из угла в угол, размахивая обеими руками, остановиться, стать на носки, присесть;
• попрыгать на двух ногах, правой, левой;
• руки вперед, назад, вверх, вниз (по показу и по инструкции).
При этом необходимо отметить объем движений (полный, неполный), точность выполнения (полная, неполная), самостоятельность (полная, неполная, выполнение с помощью логопеда), координация движений (правильная, неправильная, отсутствует), чувство равновесия (имеется, отсутствует), осанка (правильная, неправильная). Указать на наличие навязчивых движений (покачивание, балансирование туловищем). Анализируется качественное состояние общей моторики: моторная напряженность, скованность, повышенная двигательная активность, расторможенность.
Мелкая моторика рук:
• сжать и разжать пальцы в кулак (5—7 раз под счет);
• кончиком большого пальца поочередно касаться со всеми пальцами левой и правой руки;
• указательный и средний пальцы бегают по столу;
• вытянуть указательный палец и мизинец правой, левой рук;
• поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы;
• собрать пирамидку, мозаику, спички, горошины.
Записать видеоролик 5
Запрос мамы ребёнка с ФФНР (в условиях профосмотра перед поступлением в школу):
«Сын целый год посещал занятия логопеда в пункте коррекционно-педагогической помощи по поводу устранения фонетико-фонематического недоразвития речи. Особенно трудно ему даётся деление слов на слоги, определение количества слогов в слове, выделение гласных звуков из слов. Я, как филолог, понимаю, что это может помешать ему научиться читать и писать. Какие игры, упражнения мы можем выполнять летом, чтобы максимально хорошо подготовиться к школе?»
Задание 1: продемонстрируйте и разъясните приёмы обследования, уточняющие состояние фонематических процессов у данного ребёнка.
Задание 2: предложите маме приёмы работы, способствующие совершенствованию указанных процессов у ребёнка.
Форма отчета: видео с демонстрацией приемов обследования и приемов работы.
Приемы проверки состояния звукопроизношения и фонематического слуха.
Ребенка просят:
• услышать разницу между правильным и неправильным произношением звука в собственной и чужой речи (неразличение может происходить из-за ослабленного слухового контроля);
• воспроизвести за взрослым слоговые сочетания из легких для произнесения звуков: [па-ба-па] и т. п. (затруднение при воспроизведении вызывается неправильным восприятием слогов с оппозиционными звуками);
• выделить определенный звук из цепочки звуков, например [с] среди звуков [т], [ц], [ч], [с], [з], [ш], [р] и т.п. (ребенок, услышав заданный звук, поднимает руку (символ) или подает знак, как это заранее условленно);
• выделить слог из ряда слогов, например [са] из ряда [за], [ша], [са], [ша] и т.п. (ребенок, услышав заданный слог, поднимает руку (символ) или подает знак иначе);
• определить наличие звука [с] в словах: санки, зонт, нос, щука и т. п. (ребенок, как и ранее, подает знак, если услышит нужный звук);
• повторить в заданной последовательности 2 слога типа [са-ша], если ребенку нет 5 лет; если ребенку 6 лет, можно предложить последовательность из 3 слогов (проговаривая слоги, педагог экраном закрывает рот);
• разложить на столе в произвольном порядке несколько картинок, названия которых отличаются друг от друга только одним из дифференцируемых звуков; попросить ребенка показать названные взрослым картинки: например, кит и кот, кот и ком;
• усложняя условия, можно предложить ребенку повторить 3-4 простых слога, включающих как разные согласные или гласные звуки, например [на-та-ка], так и акустически близкие: [са-ша-за]. Этот прием выявляет не только нарушения дифференциации звуков речи, но и особенности речеслуховой памяти (удержа!,ге последовательности звуков или слогов, их количества)
Записать видеоролик 6
Запрос мамы ребёнка с ринолалией (в условиях первичного приёма):
«У дочки расщелина твердого и мягкого нёба. У нас в области врач откладывал операцию до 6-8 лет, пока не вырастут 5-6 зубы. Причина – предотвратить в последствии после операции сужение верхней челюсти. По этой причине мы долго не оперировались. Но в мае 2020 года нам сделали операцию по моей инициативе. Дочери на момент операции было 5 лет. С тех пор мы с ребенком занимаемся. У нас пока слабая воздушная струя, но мы поставили звуки «к», «г», «х», «л», «п», «б» и их мягкие пары. Сейчас на этапе закрепления звуков в словах и словосочетаниях. Звуки «м», «н» у нас были всегда беспроблемные. Меня волнует следующее - не слишком ли медленно у нас идет процесс восстановления речи? Или в следствие поздней операции это нормально? Посоветуйте, пожалуйста, также, на какие упражнения нам сделать упор, чтобы уменьшить говорение в нос и увеличить силу выдыхаемой воздушной струи. Дело в том что у нас очень слабые звуки «п», «б», «т» и «д».
Задание 1: продемонстрируйте и разъясните приёмы обследования, уточняющие состояние произносительной стороны речи у данного ребёнка.
Задание 2: проконсультируйте маму по её запросу.
Форма отчета: видео с демонстрацией приемов обследования и приемов работы.
Обследование ребёнка
Направление диагностики
Основные задачи
Обследование состояния речевого аппарата
Проверить состояние зубно-челюстной системы
Проверить подвижность мягкого неба
Изучить особенности расщепления
Выявить физические дефекты, способные усложнить звукопроизношение
Обследование дыхания
Установить тип дыхания
Замерить частоту и ритм
Изучить состояние носового дыхания
Изучить состояние речевого выдоха
Определить направление воздушной струи
Определить природу выдоха при фонации и его особенности (глубина, длительность и т.д.)
Задание 6 Проанализировать видеофрагмент занятия с ребенком 5-ти лет с точки зрения корректности логопедического заключения и доступности приемов логопедической работы: https://www.youtube.com/watch?v=bY05ghicY_g
Диагноз: дислалия, ФФН, ОНР
Не может быть дислалия, ОНР.
Исходя из просмотренного видео можно предположить, что у ребенка либо фонетико-фонематическое недоразвитие речи, либо задержка речевого развития. Однако, занятие было слишком коротким, чтобы поставить правильно диагноз.
Задание 12 Разработайте 5 шаблонных фраз для использования их в консультировании родителей как стимулирование или поощрение их усилий в коррекционной работе с собственным ребенком. Условие – нельзя использовать формы отрицания и угрозы!
• Великолепно! Правильно! Хорошо! Необыкновенно! Прекрасно! Чудесно! Совершенно! Отлично!
• Замечательно! Превосходно! Чудно!
• Ты делаешь это очень хорошо. Ты делаешь это красиво! Ты делаешь это сегодня значительно лучше. Хорошая работа! Еще немного времени, и у тебя это получится. С каждым днем у тебя получается лучше. Я знал(а), что ты можешь сделать это. Твоя работа принесла мне много радости.
• Это лучше всего! Еще лучше! Это лучше, чем всегда. Так держать! Ты это сможешь! Ты смелее, умнее, сильнее!
• Поздравляю! Мои поздравление! Я очень горжусь тобой. Это уже успех! Это твоя победа. Сердечно рад(а) за тебя.
Задание 13 Составить алгоритм (схему взаимодействия) учителя-логопеда с другими специалистами детской поликлиники при выявлении на первичном приеме или профосмотре детей с фактором риска в речевом развитии
В детской поликлинике проводится коррекция: дислалий, стертых форм дизартрии, задержки речевого развития, общего недоразвития речи, заикания, дизартрии.
Важно помнить, что логопедическое воздействие проводится совместно с медицинским комплексом: педиатром, неврологом, психологом, специалистом ЛФК, физиотерапевтом, психиатром, оторинолярингологом и окулистом. В случае необходимости применяются объективные методы исследования: ЭЭГ, РЭГ, рентген черепа, аудиометрия. На основании полученных результатов обследования намечаются направления коррекционно – логопедической работы и соответствующий комплекс лечебных мероприятий.
Очень важен деловой контакт логопеда с педиатром. Логопед использует знания анатомо – физиологических особенностей ребенка данного возраста и знакомится с данными медицинского обследования для уточнения этиологии и характера речевого нарушения логопата, с целью нахождения наиболее правильного и эффективного коррекционного подхода.
Логопед взаимодействует с психологом, так как его занятия могут оказывать существенную помощь в формировании психологической базы речевой деятельности детей. Психолог коррегирует нарушение эмоционально – волевой сферы и интеллектуально – познавательный уровень ребенка. Логопеду важно знать закономерности психического развития ребенка, владеть методами психолого-педагогического обследования детей разного возраста. Применяя эти методы, логопед может дифференцировать различные формы речевых расстройств и отграничивать их от речевых нарушений, связанных с интеллектуальной недостаточностью, эмоциональными и поведенческими расстройствами. Знание психологии помогает логопеду видеть не только само речевое расстройство, а прежде всего ребенка, правильно понимать взаимосвязь его речевых нарушений с особенностями психического развития в целом. Знание это поможет ему установить контакт с детьми разного возраста, выбрать адекватные методы обследования их речи, восприятия, памяти, внимания, интеллекта, эмоционально-волевой сферы, а также проводить более эффективную логопедическую работу.
Задание 14 Проанализировать фрагмент логопедического занятия, выделить положительные моменты, предложить рекомендации по оптимизации. Ссылка на ролик: https://www.youtube.com/watch?v=rcT-KGVZ72g
Занятие с ребенком проходило в спокойном темпе, ребенок был спокоен, логопед занималась уверенно, подбадривала ребенка и хвалила его. За ошибки не ругала, спокойным тоном повторяла.
Из плюсов работы можно выделить то, что логопед старалась постоянно быть в контакте с ребенком. При этом, в моменты, когда он разыгрывался (баловался) она переходила на более тихую интонацию, что позволяло ребенку немного успокоится. Задания объясняла в понятной и доступной форме, уточняла у ребенка понятно ли ему, повторяла вопрос или задание, если ребенок не понимал его.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты