3. Школа научного управления и ее представители
30. Миссия организации
46. Методы принятия управленческих решений
Список использованных источников
3. Школа научного управления и ее представители
Школа научного управления (1885–1920). Возникновение школы связано с именами Ф. Тейлора, Фрэнка и Лили Джилберт, Г. Ганта.
Основателем школы научного управления является Фредерик Тейлор, изложивший свои взгляды в трудах «Научная организация труда» (1912 г.), «Научные основы организации промышленных предприятий», «Тейлор о тейлоризме». Тейлор пришел к мысли так организовать труд, чтобы выработанные правила, законы заменили бы собой личные суждения отдельного работника. Тейлор рассматривал управление как искусство знать точно, что предстоит сделать и как это сделать самым лучшим и дешевым способом [1, c. 32].
Создатели школы считали, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать многие операции ручного труда. Первой фазой методологии были анализ содержания работы и определение ее основных компонентов.
Характерным для школы научного управления было систематическое использование стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности и объема производства. Предусматривалась возможность перерывов в производстве, в том числе и для отдыха.
Становление науки об управлении также связывается с именами Ф. и Л. Джилбертов. Они провели исследования в области трудовых движений, усовершенствовали хронометражные методики, а также разработали научные принципы организации рабочего места [3, c. 11].
30. Миссия организации
Миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных. Правильно сформулированная миссия, хотя она и имеет всегда общий философский смысл, обязательно несет в себе что-то, что делает ее уникальной в своем роде, характеризующей именно ту организацию, в которой она была выработана.
Как считает Ф. Котлер, миссия должна вырабатываться с учетом следующих пяти факторов:
1) история фирмы, в процессе которой вырабатывалась философия фирмы, формировались ее профиль и стиль деятельности, место на рынке и т.п.;
2) существующий стиль поведения и способ действия собственников и управленческого персонала;
3) состояние среды обитания организации;
4) ресурсы, которые она может привести в действие для достижения своих целей;
5) отличительные особенности, которыми обладает организация.
В сопровождающей миссию расшифровке должны быть отражены следующие характеристики организации:
1) целевые ориентиры организации, отражающие то, на решение каких задач направлена деятельность организации, и то, к чему стремится организация в своей деятельности в долгосрочной перспективе;
2) сфера деятельности организации, отражающая то, какой продукт организация предлагает покупателям, и то, на каком рынке организация осуществляет реализацию своего продукта.
46. Методы принятия управленческих решений
При принятии решения применяются различные методы.
Метод групповых экспертных оценок направлен на усреднение миссий отдельных оценок по количественному и качественному признаку. Существует метод экспертного опроса, основанный на свободном высказывании идей для разработки рационального варианта решения. В начале четко формулируется цель, затем оценивается состояние дел и определяется вопрос, на который надо получить ответ человеку, принимающему решение. После этого проводится совещание экспертов, и каждый из них должен дать ответ на поставленный вопрос, запрещается критика предыдущих ответов. Затем логическим путем на основе определенных критериев выбирается рациональный вариант.
Используется также метод «мозговой атаки», сущность которого заключается в генерировании идей, даже если они кажутся бессмысленными.
При использовании метода «Дельфи» эксперты объединяются в большие группы и высказывают свое мнение в виде ответов на вопросы анкеты. Решение вырабатывается в течение нескольких этапов.
Теория «игр» – экономические ситуации, от которых эффективность решения одной стороной зависит от решения другой, а интересы всех сторон не совпадают. Указанные ситуации называются конфликтными. Теория «игр» направлена на выработку рекомендаций по рациональному образу действия, стратегии поведения.
1. Афонасова, М.А. Менеджмент: Учебное пособие. − Томск: Томский межвузовский центр дистанционного образования, 2005. − 251 с.
2. Виханский, О.С. Менеджмент: учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2006. – 670 с.
3. Кабушкин, Н.И. Основы менеджмента: Учеб. пособие / Н.И. Кабушкин. – 5-е изд., стереотип. – Мн.: Новое знание, 2002. – 336 с.
4. Климович, Л.К. Теоретические основы менеджмента: курс лекций / Л.К. Климович. – Гомель: «БТЭУПК», 2010. – 108 с.