1. … – это ожидаемый или достигнутый результат влияния иллокутивной силы сообщения на сознание или поведение адресата; воздействие.
2. … – это реакция адресата на сообщение, которая помогает адресанту убедиться в достижении или недостижении своей коммуникативной цели.
3. … – это способность планировать и реализовывать коммуникативное намерение и коммуникативную стратегию.
4. … – это различные формы деформации сообщений, затрудняющие процесс передачи или восприятия информации.
5. … – речевой акт, в котором иллокутивное намерение говорящего не соответствует прямому значению высказывания, но обусловливается пресуппозицией и условиями общения.
6. Сопоставьте понятия 1. «кооперативные речевые стратегии (тактики)» и 2. «конфронтационные речевые стратегии (тактики)». Назовите их.
7. Назовите компоненты коммуникации (коммуникативного процесса).
8. Дайте определение понятию «коммуникативный паспорт».
10. Решите коммуникативную ситуацию:
2. Обратная связь – это реакция адресата на сообщение, которая помогает адресанту убедиться в достижении или недостижении своей коммуникативной цели.
4. Коммуникативный шум – это различные формы деформации сообщений, затрудняющие процесс передачи или восприятия информации.
6. Сопоставьте понятия 1. «кооперативные речевые стратегии (тактики)» и 2. «конфронтационные речевые стратегии (тактики)». Назовите их.
Речевое поведение участников ситуации общения определяется их целями и задачами, которые выражаются соответствующими речевыми стратегиями (как реализация цели ситуации общения) и речевыми тактиками (как шаги по реализации задач отдельных эпизодов ситуации общения). Речевые стратегии разделяют на кооперативные и конфронтационные на основании отношения коммуникантов к сотрудничеству при взаимодействии, тенденций к объединению, социальному сплочению, сближению, консолидации и тенденции к отделению себя от других, к сохранению своей отдельности, индивидуальности.
8. Дайте определение понятию «коммуникативный паспорт».
Коммуникативный паспорт – это инструмент, позволяющий людям с выраженными речевыми и/или коммуникативными трудностями быстро и эффективно сообщить другим необходимую информацию о себе.
10. Решите коммуникативную ситуацию:
Коммуникативная ситуация №1.
« У меня для вас две хорошие новости: первая половина учебного года уже позади, ура! А вторая новость: я приготовил для вас ещё много всего интересного, чтобы вы не заскучали во второй половине учебного года. Но, чтобы наши занятия были увлекательными и весёлыми, мне нужна ваша помощь. Поможете мне? Я думаю, что вместе мы справимся.
Коммуникативная ситуация №2.
«Всего лишь одна половина учебного года отделяет вас от взрослой жизни, которую вы будете строить вне стен нашей школы. Нужен последний успешный рывок, чтобы забрать максимум полезного и необходимого для этого. Я, со своей стороны, буду вашим надёжным помощником и проводником».
11. Коммуникативная ситуация №3.
Вы – учитель. Ученик не выполнил домашнее задание. Какое его объяснение Вы сочтете удовлетворительным? (3-4 предложения)
Его слова: «Только сильно не злитесь, пожалуйста. Я не выполнил домашнее задание, потому что оно было не интересное. Просто переписывать предложения с учебника и вставлять пропущенные буквы - скучно. Тем более я знаю, как пишутся эти слова».
Ответ учителя
«Я тебя понимаю, но порой, чтобы добиться успеха, нужно усердно делать скучную работу.