Практическое занятие № 1
Методика развития связной речи детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
1. Подготовьте вопросы к последнему слову фразы (т. е. подготовьтесь к совместному пересказу потешек и стихов в группе детей первого года обучения): «Идет коза рогатая» (потешка), А. Барто «Бычок», А. Барто «Лошадка».
Вопросы к последнему слову фразы потешки «Идет коза рогатая»:
Воспитатель: Идёт коза … Какая? Что у нее есть?
Ребенок: рогатая, рога.
Воспитатель: …коза рогатая. Идет коза… Какая? Что она может сделать?
Ребенок: бодатая, забодать.
Воспитатель: …коза бодатая. За малыми… За кем?
Ребенок: ребятами.
Воспитатель: за малыми ребятами. Чем топ-топ?
Ребенок: ножками.
Воспитатель: ножками топ-топ. А чем хлоп-хлоп?
Ребенок: глазками.
2. Подготовьте подсказывающие вопросы (т. е. подготовьтесь к отраженному пересказыванию стихотворений и сказок детьми второго года обучения: «Лиса, заяц и петух», «Волк и семеро козлят», А. Блок «Зайчик».
А. Блок «Зайчик»
Воспитатель: Маленькому зайчику на сырой ложбинке прежде глазки тешили белые цветочки…Кому на сырой ложбинке прежде глазки тешили белые цветочки? Маленькому зайчику на сырой ложбинке прежде глазки тешили белые цветочки?
Ребенок: Маленькому зайчику на сырой ложбинке прежде глазки тешили белые цветочки.
Воспитатель: Маленькому зайчику на чем прежде глазки тешили белые цветочки? Маленькому зайчику на сырой ложбинке прежде глазки тешили белые цветочки?
Ребенок: Маленькому зайчику на сырой ложбинке прежде глазки тешили белые цветочки.
Воспитатель: Маленькому зайчику на сырой ложбинке прежде глазки тешили что? Маленькому зайчику на сырой ложбинке прежде что тешили белые цветочки?
Ребенок: Маленькому зайчику на сырой ложбинке прежде глазки тешили белые цветочки.
Воспитатель: Осенью расплакались тонкие былинки… Осенью расплакались тонкие что? Осенью расплакались тонкие былинки?
Ребенок: Осенью расплакались тонкие былинки.
Воспитатель: Лапки наступают на жёлтые листочки. Лапки наступают на жёлтые что? Лапки наступают на жёлтые листочки?
Ребенок: Лапки наступают на жёлтые листочки.
Воспитатель: Хмурая, дождливая наступила осень. Хмурая, дождливая наступила что? Хмурая, дождливая наступила осень?
Ребенок: Хмурая, дождливая наступила осень.
Воспитатель: Всю капусту сняли, нечего украсть. Что сняли и нечего украсть? Всю капусту сняли, нечего украсть?
Ребенок: Всю капусту сняли, нечего украсть.
Воспитатель: Бедный зайчик прыгает возле мокрых сосен. Бедный зайчик прыгает возле чего? Бедный зайчик прыгает возле мокрых сосен?
Ребенок: Бедный зайчик прыгает возле мокрых сосен.
Воспитатель: Страшно в лапы волку серому попасть. Страшно в лапы к кому попасть? Страшно в лапы волку серому попасть?
Ребенок: Страшно в лапы волку серому попасть.
Воспитатель: Думает о лете, прижимает уши. Думает о чем? И прижимает что? Думает о лете, прижимает уши?
Ребенок: Думает о лете, прижимает уши.
Воспитатель: На небо косится – неба не видать… На небо что делает? На небо косится - неба не видать?
Ребенок: На небо косится – неба не видать.
Воспитатель: Только б потеплее, только бы посуше… Только бы как?
Только бы потеплее и только бы посуше?
Ребенок: Только б потеплее, только бы посуше.
Воспитатель: Очень неприятно по воде ступать! Очень неприятно по чем ступать? Очень неприятно по воде ступать?
Ребенок: Очень неприятно по воде ступать.
3. Подготовьте прямые и наводящие вопросы для обучения пересказу сказок и рассказов детей третьего года обучения: «Гуси-лебеди» (обр. М. Булатова), Л. Толстой «Три медведя», Л. Толстой «Хотела галка пить», К. Ушинский «Вместе тесно, а врозь скучно».
Л.Толстой «Хотела галка пить»
Воспитатель: Что хотела галка?
Ребенок: Хотела галка пить.
Воспитатель: Что стояло на дворе?
Ребенок: На дворе стоял кувшин с водой.
Воспитатель: Где была вода в кувшине?
Ребенок: А в кувшине была вода только на дне.
Воспитатель: Что нельзя было сделать галке?
Ребенок: Галке нельзя было достать.
Воспитатель: Что стала кидать галка в кувшин и что произошло?
Ребенок: Она стала кидать в кувшин камушки и столько наклала, что вода стала выше и можно было пить.
К. Ушинский «Вместе тесно, а врозь скучно»
Воспитатель: Что говорит брат сестре?
Ребенок: Говорит брат сестре: "Не тронь моего волчка!"
Воспитатель: Что отвечает сестра брату?
Ребенок: Отвечает сестра брату: "А ты не тронь моих кукол!"
Воспитатель: Что сделали дети?
Ребенок: Дети расселись по разным углам.
Воспитатель: Как стало детям сидя по разным углам? Как они себя чувствовали?
Ребенок: Но скоро им обоим стало скучно.
4. Подготовьте серии прямых вопросов к сказкам и рассказам, разделив тексты произведений на смысловые отрывки (т. е. составьте планы пересказа отдельных частей произведения для обучения пересказу детей четвертого года обучения): «Хвосты» (сказка); «Три поресенка» (английская сказка в пересказе С. Михалкова); Е. Пермяк «Торопливый ножик», В. Осеева «Волшебное слово».
Сказка «Хвосты»
І. Прошёл по лесу слух, что всем зверям будут хвосты раздавать. Полетели вороны во все стороны по лесам, по лугам и всем объявили: — Приходите, все звери, завтра на большую поляну получать хвосты! Заволновались звери: «Хвосты? Какие хвосты? Для чего хвосты?».
Вопросы:
1. Какой слух прошел по лесу? (по лесу прошел слух, что всем зверям будут хвосты раздавать).
2. Кто полетел во все стороны по лесам? (Во все стороны по лесам полетели вороны).
3. Что кричали вороны? (Чтобы все звери приходили за хвостами).
4. Как стали вести себя звери? (Звери заволновались).
ІІ. Лисичка-сестричка говорит: — Ну, какие никакие, а раз дают, надо брать; после разберём, для чего они! С утра потянулись звери на большую поляну: кто бегом, кто скоком, кто лётом — каждому хотелось хвост получить. Зайчик тоже собрался идти — высунулся из норки и увидел, что дождик сильный идёт, так по мордочке и хлещет. Испугался зайчик: «Забьёт меня дождик!» — спрятался в норку. Сидит и слышит: «тууп-тууп-тупп!». Земля трясётся, деревья трещат. Медведь идёт. — Дедушка медведь, — просит зайчик, — будут там хвосты раздавать, захвати мне, пожалуйста, хвостик! — Ладно, — говорит медведь, — коли не забуду — захвачу! Ушёл медведь, а зайчика раздумье взяло: «Старик он, забудет про меня! Надо кого-нибудь ещё попросить!» Слышит он: «туп-туп-туп!» — волк бежит. Высунулся зайка и говорит: — Дяденька волк, будешь себе хвост-то получать, — выбери и мне какой-нибудь! — Ладно, — говорит волк, — принесу, если останется! — и убежал. Сидит зайка в норке, слышит, трава шуршит, метётся — лисичка бежит. «Надо и её попросить!» — думает зайчик. — Лисичка-сестричка, будешь себе хвост-то получать, принеси и мне хвостик! — Ладно, — говорит лиса, — принесу тебе, серому, хвостик, — и убежала. И много же зверей собралось на поляну!
Вопросы:
1. Кто первый из зверей заговорил о хвостах?
2. Кого остановил дождик?
3. Кого зайчик первого попросил взять ему хвостик?
4. После медведя заяц повторил свою просьбу у кого?
5. Кто был последним, кого заяц просил принести ему хвостик?